Юный Натуралист 1979-04, страница 29

Юный Натуралист 1979-04, страница 29

27

за счет резонаторов. Между голосовыми связками некоторых млекопитающих находятся особые ямки — морганьевы желудочки. Часто эти ямки выпячиваются из гортани и превращаются в гортанные мешки, достигающие порой больших размеров. Такие выросты есть у многих животных. Найдены они у северного оленя, обыкновенной газели, а у ревуна — обезьяны, получившей свое название за мощный голос, обнаружены даже три гортанных мешка. Голос ревуна по силе сравнивают с рычанием четырех ягуаров, яростно дерущихся не на жизнь, а на смерть.

Конечно, роль хорошо развитой гортани преуменьшить нельзя, но вряд ли звери смогли издавать звуки, не имей они носа, рта, а следовательно, и полостей, связанных с ними, особые движения которых дают возможность получить в итоге очень разнообразные звуки. Пропуская воздух через нос, свистят утконосы, многие псовые. Большинство кошек, и крупных и мелких, шипят, фыркают тоже с помощью носа. А все представители семейства лошадиных громко храпят, с силой выпуская воздух через ноздри. «Играя ноздрями», издают звуки свиньи. Даже летучие мыши издают ультразвуковые сигналы с помощью носовой полости и ноздрей. Правда, так поступают подковоносы, а гладконосые

мыши — ночницы и вечерницы — издают их ртом.

Ученых, которые изучали способы образования звуков у летучих мышей, заинтересовал вопрос: а как они ориентируются в пространстве, когда во рту находится пища. Проведенные опыты показали, что некоторые виды летучих мышей, в том числе и большая ночница, в состоянии издавать ультразвуки и с пищей во рту.

На Земле живут сотни тысяч видов животных. Конечно, не все они могут разговаривать друг с другом. От многих животных никогда не услышишь «слова», а сколько из них говорит?

На этот вопрос пока нет точного ответа. Мидий и морских ежей совсем недавно очитали немыми, а оказалось, что они способны издавать резкие щелчки и звуки, напоминающие треск, когда мясо бросают на раскаленную сковороду. Было выяснено и как образуются эти звуки. Таких открытий впереди еще немало. И без сомнения, несмотря на большие трудности, ученые-биоакустики в конце концов разберутся во всех тонкостях «разговоров» животных, в их необычном, интересном «языке».

JI. Стишковская Рис. В. Кудрявцевой