Юный Натуралист 1979-07, страница 33

Юный Натуралист 1979-07, страница 33

35

немаловажно, люди, покоряющие змей, гораздо богаче обыкновенных крестьян, и, если придавит нужда, к ним всегда можно обратиться за помощью.

Часов в шесть утра, лишь только рассветет, укротители с ящиками, в которых сидят змеи, отправляются из деревни по всем направлениям — в близлежащие крупные и мелкие города, на ярмарки, к бродячим циркачам, словом, к местам скопления народа. Как правило, их сопровождают жены и дети. Во всей деревне остается лишь несколько стариков да пожилых женщин. Иногда укротители уходят «на гастроли» на недели, а то и больше, в зависимости от сбора. При удачном стечении обстоятельств их пяти-шестидневный заработок превышает годовой доход простого крестьянина.

Они не делают тайны из своего мастерства, но тем не менее конкурентов у дрессировщиков змей почти нет. Профессия эта семейная, и успех приходит в том случае, если малыш с пеленок начинает общаться со змеями. Трех-пяти-летняя змея со спокойным норовом — это член семьи. Она не только не уступит собаке, но часто и превосходит ее по ряду качеств.

А теперь я хочу рассказать, какие трюки проделывают в бенгальских городах дрессировщики со своими питомцами.

Желающих посмотреть уличное представление зазывать не приходится: они тут как тут. А раз есть зрители, то большая половина дела сделана. Укротители неторопливо — тут мне особо хотелось бы отметить, что бенгальцы народ степенный, за всякую работу принимаются не спеша, предварительно взвесив и обдумав чуть ли не каждый шаг, — ставят на землю корзины и коробки с «артистами», очерчивают для представления площадку, просят близко к сцене не приближаться, а задние ряды не особо налегать на спины впереди стоящих. Впрочем, при появлении артистов предупреждение «особо не приближаться» бывает излишним, и круг сразу же становится значительно шире. Когда старший дрессировщик решит, что народу собралось достаточно и сбор обещает быть недурным, он поднимает правую руку, призывая всех к вниманию. Этот жест одновременно является и знаком флейтистам: приготовиться. Проходит несколько мгновений, и... потекли звуки. Мягкие, загадочные, притягательные... Змеи начинают медленно, грациозно поднимать головы.

Текут звуки. Все выше и выше поднимаются змеи, едва заметно наклоня

ясь в сторону музыкантов, а толпа, забыв обо всем на свете, словно под двойным гипнозом — музыки и змей, — застывает.

Мотив сменился, стали проскальзывать риимы, и в такт им туловища змей закачались из стороны в сторону. За змеиной грациозностью скрывается огромная сила, которая требуется животным, чтобы удержаться в вертикальном положении, ведь опираются они лишь на хвост. Вскоре танец заканчивается, и партнеры, словно вежливо раскланиваясь, занимают свои места. Музыка начинает постепенно менять окраску, в ней появляются какие-то воинственные, агрессивные нотки, флейта преобразилась, зазвучала трубой, зовущей к сражению. Напряжение передается и зрителям — предстоит ключевой номер представления — схватка мангуста с коброй. Чтобы накалить страсти до предела, факир объявляет небольшой перерыв. Здесь не заключают пари, как на петушиных боях, не ставят на кон, как на скачках, тем более нет здесь тотализатора — зрители бедны, и им просто не на что играть, но по остроте, драматизму, неожиданным рисункам схватки, которая ведется только насмерть, это зрелище не уступит и борьбе титанов. Появляется мангуст, которого ведут на поводке. В обычной обстановке это почти ручной зверь. Он повыше и подлиннее кошки, с серебристой шкуркой. Часто мангусты селятся рядом с человеком, а многие специально приручают их, особенно в местах, где водятся ядовитые змеи. Змея и мангуст — это вода и пламень. Они не признают сосуществования. В Бангладеш мне доводилось слушать десятки историй о том, как мангуст спасал от верной гибели малышей либо спящих взрослых. Помощь, как правило, приходила как раз в тот момент, когда змея должна была вонзить ядовитые зубы в человека. И вот через несколько минут я сам стану свидетелем подобной схватки.

Мангуст нервничает. Он не видит своего врага, но чувствует его по запаху. Музыка играет надрывнее. Ведь побежденный выбывает не из игры, он выбывает из жизни, и все знают, что никаких компромиссов не будет.

Сейчас самый подходящий момент для сбора денег. Зрителей собралось человек четыреста, а то и больше. Народ темпераментный, все взволнованы. Мальчишки обходят публику, собирая деньги. Делают они это быстро, предварительно разбив в уме мини-стадион на сектора, не путаясь и не мешая друг

3*