Юный Натуралист 1981-03, страница 8

Юный Натуралист 1981-03, страница 8

научные выкладки. Я не успеваю записывать.

Оказывается, под нами метров пятнадцать глубины, а самое впадинное место на озере — 25 метров. Конечно, это не Байкал, но и размеры озера невелики — 40 километров в длину и 20 в ширину. Мысленно подсчитываю площадь. Ничего получается. И это чистейшей пресной воды. Поистине, солидный резервуар!

С каким-то трепетным уважением снова смотрю вниз. Все те же камни, галька, песок. Только нет уже рыбьей тени. Понимаю, что лодка движется по инерции и мы ушли от того первого места, но хочется верить, что рыбины уже тронулись в свой ритуальный поход.

— Куда уходит ускуч? — спрашиваю я своего гида. И в ответ выслушиваю целую лекцию.

Вот ее короткий пересказ. В озеро впадает 27 речек и ручьев. Самые большие: Тополев-ка, Тихушка и Урунхайка, на берегах кото

рой стоит поселок, где центр заповедника. Как и на Байкале, из озера вытекает всего одна речка Кальджир. Ее Николай Иванович почему-то назвал коварной, а на мой недоуменный взгляд пояснил, что как-то хотели развести в озере форель, завозили не раз, но все безрезультатно. Долго бились, в чем причина. Оказалось, в этой самой Кальджир. Не приживалась форель и уходила по этой реке вниз. А ускуч, голец и хариус пойдут в верховья тех 27 речек и ручьев метать икру. Вместе с ними отправится их вечный спутник пескарь, любит он полакомиться икрой, сам-то весной нерестится. Зато, вернувшись в озеро, благородные рыбы рассчитаются с пескаришкой, ведь он их основная пища. Такой вот получается круговорот.

Но пора дальше. Вскоре появляется поселок. Крепкие, ладные дома, рубленные из лиственничных плах, дощатое здание конторы заповедника, школа на самом красном месте, наверху. Поселок раскинулся в низовьях Урунхайки. Лодка идет в бухту.