Юный Натуралист 1981-05, страница 21

Юный Натуралист 1981-05, страница 21

30

31

стали реальностью, а несколько лет назад к ним только готовились. Нужно было проверить психологическую совместимость людей различных национальностей в сложных условиях.

Я изучал экипажи как бы изнутри. Но при этом был еще и членом этой семьи, объединенной общими заботами и тревогами, радостями и огорчениями. И за собой я как бы наблюдал со стороны.

— Юрий Александрович, напомните юным читателям о самих экспедициях на «Ра» и «Тигрисе».

— Их задумал и организовал норвежский ученый Тур Хейердал. Наши читатели хорошо знают его по книгам «Кон-Тики», «Аку-Аку», «В поисках рая». Наверно, многие читали и об экспедициях на «Ра». Так что я, может, ничего нового и не скажу. В принципе речь шла о том, кто и когда открыл Америку, могли ли древние жители района Средиземноморья каким-то образом влиять на развитие заокеанских цивилизаций. Чтобы это доказать, нужно было найти то средство передвижения, благодаря которому в давно минувшие времена люди могли доплыть до Нового Света.

И вот Тур Хейердал «раскопал» папирусную лодку, на которой плавали древние египтяне и финикийцы, и решил провести эксперимент, чтобы узнать: можно ли было на таком суденышке, сплетенном из папируса, в сущности, травы, переправиться через огромный и довольно бурный Атлантический океан. В этом заключалась основная идея.

В то же время, собрав интернациональный экипаж, Тур Хейердал хотел продемонстрировать всему миру, что дружба и сотрудничество — это важное и нужное дело. Если люди объединены одной общей целью, они достигнут успеха, невзирая на их политические взгляды, религиозные

воззрения, цвет кожи, национальную принадлежность.

Преодолев Атлантический океан, по существу, дважды, Тур Хейердал доказал, что путешествия древних мореплавателей из района Средиземноморья в Америку на папирусных лодках были возможны. Он доказал, что и из района Двуречья, где было раньше Шумерское царство, могли осуществиться контакты с различными доисторическими цивилизациями — на кораблях, которые изготовлялись из тростника, как наш «Тигрис».

— Передача о «Тигрисе» была показана по телевидению и смотрелась с большим интересом. Юрий Александрович, коль скоро мы заговорили о передачах этого цикла, хотелось бы узнать, кому вы их адресуете? Как бы вы, как ведущий, определили цели и задачи «Клуба кинопутешествий»?

— Передача адресована тем, кто любит путешествия, удивительный мир приключений, кто хочет открыть для себя нашу планету. У «Клуба» очень много друзей, в том числе и ребят. Они помогают готовить передачи: откликаются на наши просьбы, присылают ценную информацию. Всех их мы считаем членами «Клуба кинопутешествий».

Название передачи традиционное. Придумал его Владимир Адольфович Шнейдеров двадцать лет назад. С помощью телевидения он, образно говоря, открыл «окно в мир» для миллионов телезрителей.

Что же касается целей и задач «Клуба», то мы стремимся к тому, чтобы наша передача воспитывала любознательность к миру, в котором мы живем, бережное отношение к природе, частью которой мы являемся. Но прежде всего мы должны воспитывать любовь к нашей Родине, ее истории, революционному прошлому, рассказывать о ее сегодняшнем дне. Вот почему почти в каждом выпуске есть материал о нашей стране.

— Будучи ведущим такой передачи, вы, вероятно, и сейчас немало путешествуете?

— Как раз наоборот. С тех пор как стал ведущим передачи, некогда стало путешествовать. Еженедельная программа заставляет большую часть времени находиться в Москве. Но кое-где за последнее время мне все же удалось побывать. Например, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, в Прибалтике, за границей — в США и Ливане. Не раз выезжал со съемочной группой Центрального телевидения в Подмосковье. Но, пожалуй, самым интересным было путешествие на Северный полюс. Там мы снимали фильм о семерке отважных лыжников, впервые в мире проделавших такой путь. Это была незабываемая поездка.

— Ребята пишут вам?

— На Центральное телевидение в адрес

«Клуба» да и мне лично приходит очень много писем от ребят. Читать их письма — одно удовольствие. Конечно, всем им я ответить не могу. Но при подготовке передач учитываем их просьбы и пожелания.

Как-то один школьник прислал довольно-таки обвинительное послание. Он упрекал меня в том, что я спровоцировал его друга на побег в Африку. Оказывается, что своими «безответственными рассказами об этом экзотическом континенте», как писал мне юный корреспондент, я сагитировал его друга на это рискованное путешествие. Беглеца задержали где-то в Одессе, и теперь он стал грустным и задумчивым, ничто его не радует.

— Вы ответили на письмо?

— Конечно. Я спросил моего обвинителя: почему его друг пустился в это рискованное путешествие один? Либо ты должен был отговорить его от такой затеи, либо поехать в Африку вместе с ним. Но мальчик мне ничего не ответил.

— В чем, по-вашему, романтика путешествия?

— Я думаю, что всякий раз это познание чего-то нового. Не зря говорится — «удивительное рядом». Если каждого из нас спросить, все ли ты знаешь о своем городе или деревне, то ответ часто будет отрицательным. Большую часть жизни я прожил в Ленинграде. Теперь иногда приезжаю туда, и мне становится стыдно. Оказывается, я не бывал в достаточно известных местах. Когда живешь на одном и том же месте долго, привыкаешь ко всему.

Важна также сама радость познания. Если это поход за город, в лес, то человека радует само окружение, радует встреча с природой. Здесь каждый может открыть для себя пусть небольшую тайну природы. Но «книга природы» доступна не каждому. Ее нужно научиться читать. Важно уметь наблюдать. Поэтому, чтобы поход был не только радостным, но и содержательным, нужно поставить перед собой какую-то цель. Как говорил академик И. П. Павлов, если в голове нет идеи, то не увидишь и фактов. Если человек размышляет, а природа способствует этому, то можно открыть немало интересного во время таких путешествий.

— Кого из путешественников вы бы назвали своим идеалом?

— Такого четко сложившегося идеала для меня нет. Есть немало путешественников, чья жизнь, чей подвиг во имя человека для меня всегда будут образцом для подражания. Это Амундсен, Скотт, Нансен, Пржевальский. И, безусловно, Тур Хейердал.

— Юрий Александрович, мы тут с вами беседуем, а пес ни на шаг от вас не отходит. Любимое животное?

— Всю жизнь рядом со мной была соба

ка. Это, видимо, мне передалось от отца. Он любил этих четвероногих друзей, был охотником. У нас дома жили охотничьи собаки.

Для меня это животное номер один, может быть, еще и потому, что и по работе приходилось иметь дело с собаками. Собака — удивительное существо, преданное человеку беззаветно и до конца. Но это не значит, что я не люблю других животных. В разное время у нас дома жили кошки, черепахи, хомячки, аквариумные рыбки.

У Каро, вы видите, одно ухо обвисло. Он болел чумкой. Едва удалось спасти. Но он для меня самый лучший.

— Юрий Александрович, что, по-вашему, есть цель в жизни и какова она у вас?

— Каждый из нас должен иметь цель в жизни. Я бы сформулировал ее так: быть полезным людям, обществу, чтобы жизнь, которая, как известно, дается один раз, не прошла напрасно. Каждый человек должен оставить след на земле, уложить свой кирпичик в то здание, которое мы возводим все вместе. Разные они бывают, кирпичики, и по форме, и по величине, и по качеству. Если кирпичик не ослабляет здание, а, наоборот, укрепляет его, то это очень хорошо.

— Что бы вы пожелали юным знатокам природы, читателям журнала?

— Хочу, чтобы они любили природу по-настоящему. Любили всю жизнь и заботились о ней. Мне очень нравятся слова нашего замечательного писателя Михаила Пришвина: «...Охранять природу — значит охранять Родину». Думаю, что лучше не скажешь. А от нашего «Клуба» хочется пожелать всем ребятам увлекательных путешествий. И пусть «ветер странствий» не дает им засиживаться дома.

Беседу вел Алексей Макеев Фото автора и Ю. Сенкевича