Юный Натуралист 1981-09, страница 34

Юный Натуралист 1981-09, страница 34

33

Да еще и звук издает, правда, тихий: тух-тух-тух! Хотел я убежать, но любопытство побороло страх. Стал рассматривать. Гусеница! Вдруг она стала раздуваться, раздуваться. Нет, уж лучше уйти! Много раз потом я пытался найти это чудовище, чтобы сфотографировать, но так и не нашел. Вот решил нарисовать. Может быть, Почемучки скажут, кто это?

Попытайтесь помочь нашему гостю. Напишите, могут ли гусеницы прищуривать глаза, есть ли у них зубы, рога. Какие гусеницы принимают угрожающую позу и отпугивают таким образом человека?

Слышали ли вы, Почемучки, чтобы самые обыкновенные вороны играли в шахматы?

Оказывается, есть среди них такие любительницы.

Ворона-шахматистка

Мы с другом играли в шахматы в саду. Сыграли одну партию, начали вторую. И тут прилетела ворона, села на спинку моего стула и стала рассматривать нас, шахматную доску, расставленные на ней фигуры. Я хотел ее погладить, но она в руки не давалась. Однако угощение взяла охотно.

Вдруг ворона слетела на доску, схватила пешку в клюв и улетела, перебив нам всю игру. Зачем ей пешка?

Только спустя некоторое время мы узнали, что эта «шахматистка» живет у нашего соседа, который нашел ее маленьким вороненком с перебитым крылом и вылечил. Он рассказал, что ворона никогда не дает ему играть в шахматы, обязательно утаскивает фигуру и куда-нибудь прячет. Такая уж у нее страсть.

Сергей МИНЯЙЛО

г. Запорожье

А наша гостья, москвичка Мария Ивановна Титова, наблюдала вот какой интересный момент из жизни ворон:

Родительсний гнев

Мое внимание привлек громкий крик птиц. Молодой вороненок лежал на спине, а большая ворона, держа его лапами и громко крича, била клювом. Их окружили другие вороны и молча наблюдали эту процедуру.

Наконец ворона кончила избиение, вороненок перевернулся, встал на лапы и, едва ковыляя, отошел в сторону, виновато опустив голову. Провинился! Вся стая успокоилась и принялась за свои обычные дела.

Мы попросили прокомментировать это сообщение кандидата биологических наук Ксению Всеволодовну Авилову. Вот как она объяснила такое поведение ворон.