Юный Натуралист 1982-05, страница 321973 году в Тбилиси, где художники-эмалье-ры обменивались опытом. На глазах у всех он за три дня создал «Хевсурку», впервые для себя самого используя такие тонкие серебряные перегородки. Их надо было паять. «Сожжешь»,— говорили скептики. Не сжег. Умельцы цокали'языками: «Какая работа!» А для него это был всего лишь один из этапов. Надо идти дальше. Творчество не терпит застоя, оно требует постоянного поиска новых изобразительных форм. Этому он учит и ребят во Дворце. Я попытался выяснить его педагогические основы. Как и чему он учит детей. Но потом понял, что рассказать об этом в небольшой статье невозможно. Только главное. Нравственный стержень человека, по его мнению,— это отношение к труду и людям. Но человек, уважающий других, естественно, хочет уважения и к себе. А отсюда и педагогический подход к ребенку, пришедшему в кружок. — Что мне делать? — спрашивает ученик. — А что ты сам хочешь? — вопросом встречает учитель.— Чеканить? Бери лист, молоток. Вот они. Чекань. Но ведь сначала надо придумать, что чеканить. Что ты хочешь? Нарисуй. Так начинается работа. Важно, чтобы мальчику или девочке было интересно в кружке. Естественно, что педагог всегда рядом с советом и помощью. Группы небольшие, всего 5—7 человек. Работа с каждым индивидуальна. И даже первые шаги радуют самих учеников. И в большинстве из них вспыхивает огонь творчества. Он и греет и жжет одновременно. Но что поделаешь, таков путь в искусство. Розами он не усыпан, больше шипами. Не все ученики станут художниками. Но огонек творчества, любовь к труду, ко всему прекрасному на земле будут у каждого. И это, пожалуй, главное, ради чего ходит художник в детский учебный класс, оставляя только крохи времени на личное творчество. — Работа с ребятами требует много сил. Но в ней не только отдаешь,— считает Михаил Михайлович,— но и приобретаешь. Видение мира ребенком — особая область искусства. И этому тоже надо учиться, и даже взрослому художнику. Ведь ребенок в своем творчестве отбирает из окружающего мира главное, отбрасывая второстепенное. Причем он видит порой то, что взрослый уже не замечает. Художник организует и проводит выставки детского творчества. Принимает участие в работе оценочных комиссий. Произведения его учеников экспонировались на республиканских, всесоюзных выставках, на ВДНХ СССР, а также на межреспубликанских и международных смотрах. Их работы показывали в Москве, Таллине, Риге, Вильнюсе, в ГДР, ФРГ. Там было много встреч и много полезных бесед. Выставки обогащают не только педагогов кабинета, помогают им понять новые направления в творчестве, но и благотворно воздействуют на ребят. Они могут увидеть свои сильные и слабые стороны. А это очень важно. Я вспоминаю работы Михаила Михайловича и его учеников, наполненные ароматами и красками их родной Грузии. Но они и глубоко интернациональны, потому что земля, труд, природа, дети и красота ценимы всеми на земле. Я вижу, как заходит в кабинет Дворца пионеров художник, коммунист и педагог. Как склоняются дети над столами с красками, холстами, глиной или пластинами металла. И вот-вот начнется чудо, чудо творения красоты и лепки характеров юных художников. А потом вместе они, наверное, поднимутся в горы и будут смотреть на Кавказский хребет, на его необыкновенные краски и вместе будут учиться гармонии у Природы. А. РОГОЖКИН |