Юный Натуралист 1982-06, страница 35

Юный Натуралист 1982-06, страница 35

34

ми, невысок, и его иногда нелегко найти среди трав. Напротив, цветки башмачка крупноцветкового издали привлекают внимание. Часто от корневища этого растения отходит несколько стеблей, каждый из которых увенчан лиловым или фиолетово-розовым крупным цветком. Встречаются растения и с чисто белыми цветками.

Ароматный запах, который издают цветки,-привлекает насекомых. Часто можно увидеть, как пчелы через отверстие забираются в башмачок за сладким нектаром и, задевая тычинки, опыляют растения. В европейской части Советского Союза эти орхидеи почти исчезли.

Стали редкостью в Сибири и на Дальнем Востоке дальневосточные орхидеи — пыль-цеголовник длинноприцветниковый и гастро-дия высокая. На густо облиственном стебле полуметровой высоты своеобразно располагаются колокольчики белых цветков с торчащими вверх тычинками. Казалось бы, внешний вид этой орхидеи не может соблазнить любителей букетов. Пыльцеголовнику угрожает другое. Основной вред этому растению приносят пожары, а также вырубки леса.

Гастродия высокая — редкое реликтовое растение. Встречается у нас только на Амуре, в Приморье и на Курильских островах. Бурый, с чешуевидными листьями, до метра высотой стебель увенчан крупным соцветием мелких бледно-зеленоватых или буроватых цветков.

Зацветает растение только на восьмой-де-сятый год жизни, а охотятся за ним постоянно. Многолетние клубни гастродии высокой, напоминающие картофель, издавна использовались в народной медицине.

Даже в «Кедровой пади» можно встретить лишь одиночные растения, поэтому они нуждаются в особой охране не только на заповедной территории.

Чтобы сохранить орхидеи, их вводят в культуру. Выращивают в стерильных условиях на искусственной питательной среде путем культивирования вегетативных тканей растений.

Ботаник Евгений Николаевич Петров приглашает нас в горы, на альпийские луга, чтобы взглянуть на чудесное растение, котррое встречается там. Можно его вырастить иногда и в садах.

Астранция

Это интересное растение из семейства зонтичных встречается в горах Кавказа и европейской части нашей страны. Оно обладает великолепными декоративными качествами и к тому же прекрасный медонос. На первый взгляд кажется, что стебель астранции заканчивается одиночным цветком. Но то, что мы принимаем за отдельный цветок,— простой зонтик, окруженный в основании, как звез

дочкой, яркими "листочками обертки. Отсюда его второе название — звездовка.

Эти яркие листья привлекают мух журчалок, которые опыляют растение. Интересно происхождение обертки. Ее листочки — это скрученные, видоизмененные верхушечные стеблевые листья. А воспринимается соцветие как отдельный цветок. Такой тип строения соцветия называется антодием. Антодии, например, характерны еще для синеголовника.

На Кавказе, на субальпийских и альпийских лугах, астранция зацветает во второй половине лета. Истинное наслаждение получают те, кто попадает сюда в такое время.

Большинство видов этого рода сосредоточено в высокогорных районах стран Малой Азии: Турции, Ирана, Афганистана. Часть видов каким-то образом попала к нам на Кавказ, а затем и в Европу.

Особый интерес представляет кавказский вид — астранция максима. Стоит подумать о том, чтобы этот красивый цветок ввести в культуру в разных районах нашей страны.

Опыты по выращиванию растений в новых условиях проводить можно, но без вреда для них. Выкапывать и пересаживать растение целиком нет необходимости. Просто надо хорошо изучить условия, в которых оно растет, дождаться, когда созреют семена, взять всего несколько и посадить. Если растение вырастет и даст семена, прекрасно, ну а если нет, тоже большой беды не будет, ведь погибнет всего несколько семечек.

Другое дело с животными. Нам часто пишут ребята, к которым попал зверек или птенец. Что из этого получается, послушайте.

Что делать с ежином?

Меня очень беспокоит один вопрос, потому и пишу вам. Летом прошлого года мы нашли маленького ежика. Ходил он еще плохо, иголки были мягкие, не кололись. Взяли мы его

35

Домой. Сначала он хорошо ел, бегал по комнате. Но как-то съел немного сливочного масла и через несколько дней заболел. Лежал с закрытыми глазами, ничего не ел. Как его лечить, мы не знали. К счастью, он сам скоро поправился.

Осенью мы хотели отпустить его на волю, но не решились: все-таки он еще маленький и погода была плохая.

Всю зиму прожил у нас еж. Бегал по комнате, играл с котенком. Кто-то, видимо, придавил ему лапку, потому что он стал хромать.

Как же нам сейчас поступить с ежиком? Отпустить его на свободу или нет? Как нам определить его дальнейшую судьбу?

С. Л.

Талды-Курганская область

Почемучка просит помощи, но не указывает имени и фамилии, своего точного домашнего адреса. А на это письмо следует ответить так: «Ежику все равно у тебя, дорогой друг, плохо: то он болеет от неправильного кормления, то страдает от травм. Сейчас ежика непременно надо унести далеко в лес и отпустить. Конечно, он не умеет сам добывать пищу, не может защищаться от врагов. Но, вероятнее всего, научится и выживет! Вопреки тому, что люди испортили ему жизнь».

Убедительная к вам, друзья, просьба! Никогда не берите из леса здоровых зверьков и птенцов. Не мешайте им познавать все, что их окружает. Да, они выглядят беспомощными, им сначала трудно приспосабливаться к жизни, где побеждает сильный, ловкий и смелый. Но ведь без этих трудностей им и не стать такими.

Другое дело, если вы нашли раненого малыша. Этому, конечно, нужна помощь, но только до его полного выздоровления. А дальше — верните его на то место, где нашли.

В нашей почте много рассказов от Почемучек, которым посчастливилось спасти птиц, попавших в беду.

Аист

В прошлом году аисты прилетели очень рано. По ночам еще случались морозы, а однажды даже выпал снег. Это было большим бедствием для птиц. Но, к счастью, вскоре стало опять тепло.

В гнезде аистов появились три птенца. Родители, видимо, не могли выкормить всех и решили одного выбросить из гнезда. Птицы так иногда делают.

Проснувшись утром, я увидел, что во дворе ходит маленький слабенький аистенок. Что делать? Не бросать же его! Поместил аистенка в чулан, наловил рыбы, накормил. И так делал каждый день. Потом стал выпускать

его во двор. Увидя, что я возвращаюсь с озера, аистенок быстро бежал ко мне, барабанил клювом, выпрашивал рыбу. А потом стал со мной на озеро ходить. Учился и летать — вспархивал на телеграфные столбы. В конце лета мимо нас пролетала стая аистов. Мой питомец полетел с ними, но вскоре вернулся в крови. Значит, птицы не приняли его в стаю, побили. Перезимовал он у меня. А как только пригрело солнце, стал надолго исчезать из дома. Потом я узнал, что мой аистенок нашел себе подругу и они свили гнездо. Я нисколько не обиделся на своего «неверного» друга. Наоборот, был счастлив, что удалось спасти и выходить прекрасную птицу.

г. Луцк

Волынской области

Виктор СИЧКАРУК

Иногда с больным или раненым найденышем приходится обращаться к ветеринарному врачу-

Пожалуй, нет человека в Ики-Бурульском районе Калмыкии, который не слышал бы о главном ветеринарном враче местного совхоза Дмитрии Яковлевиче Федине. Все ласково называют его «доктором Айболитом». Несколько лет назад доктор оперировал крыло журавлю-красавке, а лебедю-шипуну правильно сложил и вылечил перебитый клюв. Лебедь теперь часто прилетает к Дмитрию Яковлевичу с озера. Журка летать не может, он уходит в степь. А однажды вернулся вместе с подругой и тремя птенцами.

Плавают на озерах и гуляют в степи и другие фединские пациенты — кряквы, огари, гуси, фазаны, орлы, сайгаки, лисы, зайцы... Но к обеду или ужину возвращаются.

Дмитрий Яковлевич убежден, что все дикие звери и птицы прекрасно чувствуют заботу о них, за долгое время лечения привыкают к человеку и не забывают добро.