Юный Натуралист 1982-06, страница 36

Юный Натуралист 1982-06, страница 36

36

Не менее приятны и такие минуты, о которых рассказывает наша Почемучка.

Наша Рыжна

Она стала появляться рано-рано утром, как только в саду выросли орехи. Орехи были еще незрелые, но это ее не смущало.

Она — это изящная, огненно-рыжая белочка с великолепным, чуть темнее остальной шерстки, хвостом и лукавой мордочкой. Сначала белка приходила, лишь когда все в доме спали. И даже Роби — наша ' шотландская овчарка — еще дремал. Увидели мы ее впервые случайно.

Аппетит приходил к нашей гостье по мере того, как зрели орехи. И однажды она появилась у нас днем. Мы замерли, опасаясь, что Роби встретит ее, как всякого чужого, оглушительным лаем. Белка тоже сжалась в комок в тревожном ожидании. Роби же остановился под деревом в позе острейшего интереса и напряженного внимания.

Каким-то образом они оба поняли, что не представляют друг для друга опасности. Роби спокойно отправился по своим делам, а белка—к цели своего визита: огромным кустам орешника.

С этого времени Рыжка перестала стесняться нас, а скоро... Скоро по веткам деревьев, направляясь к орешнику, прыгали четыре белки! Наша храбрая Рыжка привела с собой трех в точности похожих на нее маленьких бельчат. Мы были тронуты таким доверием.

Белки виртуозно перелетали с ветки на ветку. Бесстрашно, как канатоходцы, подбирались к самому краю тонкой орешины и обшаривали ее быстрыми движениями передних лапок. Не найдя ореховой «розетки», рыжие гости начинали методично обследовать все вокруг. Отыскав орех, спускались пониже, удобно устраивались в развилке дерева и принимались за еду. Белки привыкли к нам. Позволяли стоять под самым деревом и лишь косили на нас хитрыми черными глазами-бусинками.

Ольга РАКОВА

Москва

Интересная находка выпала на долю сотрудника заповедника «Остров Врангеля» Василия Ивановича Придатко. Он тоже сегодня наш гость.

Встреча через 100 лет

Эта находка не произвела переворота в науке, однако заставила вспомнить очень далекие времена — период освоения Северо-Восточ ного пути и плавания легендарной «Беги» — судна экспедиции Нильса Норденшельдс.

Тогда, в мае 1879 года, любая встреча с птицами радовала участников экспедиции «Беги», которая еще не освободилась из ледового плена. После появления первых пернатых Норденшельд записал в своем дневнике: «Бедные крошки совершенно выбились из сил и искали удобного местечка, где бы им можно было выспаться. Таких местечек для маленьких птичек было много среди снастей корабля. Едва ли нужно говорить, что наши новые гости, вестники весны, не были помехой на судне».

Один из сотрудников экспедиции добыл в районе мыса Дженретлен неказистую птичку— миртового певуна. Находка оказалась одной из наиболее интересных. Ее теперешнее местонахождение — Национальный музей естественной истории в' Упсале.

Лесные певуны — обширное семейство мелких, преимущественно древесных птиц, населяющих большую часть Нового Света. По величине и внешнему облику миртовый певун несколько напоминает сибирскую завирушку, но окраска иная. Этих птиц во всех возрастах можно распознать по желтому надхвостью.

Из большинства видов, населяющих Америку, на территории СССР были встречены всего две залетные птицы: миртовый певун и речной певун. Найдены они в 1879 году у берегов Чукотки экспедицей Норденшельда, С тех пор данный вид и внесен в состав фауны России, но как редкий, залетный. Шло время, а новых сведений не поступало.

Зимовки миртовых певунов очень далеки от берегов Чукотки. Сложный путь преодолевают они от Северной Америки до Панамы. Осенний залет на остров Врангеля — большая случайность.

Можно попять, как радостно подержать в руках экземпляр с такой «биографией». К сожалению, мы нашли погибшую птицу. Сильно истощенная самка была обнаружена в сентябре 1979 года около старой постройки в бухте Сомнительная. Ровно через сто лет после первой находки. Наряд певуна чрезвычайно пострадал, и стоило больших сил придать шкурке должный вид, тем более что она не сразу попала на лабораторный стол.

Вскоре «ключ» к определению был найден— выручила небольшая библиотека, привезенная сотрудниками заповедника в далекую бухту. Для надежности шкурку отослали в Магадан. Окончательное подтверждение пришло уже из Москвы, из зоологического музея МГУ. Птица заняла свое место в коллекции.

За много тысяч километров от южной оконечности Азиатского материка, в безбрежных просторах Тихого океана, затерялись острова Меланезии. Неповторимое очарование придают этим островам группы стройных кокосовых пальм.