Юный Натуралист 1982-06, страница 6

Юный Натуралист 1982-06, страница 6

Проложи тропу в науну

Жодино — город в стране известный: здесь делают самые могучие наши автомобили — БелАЗы.

Еще в Жодине находится Белорусский науч-но-исследовательский институт животноводства, разработками которого интересуются далеко за пределами республики. А через дорогу от этого института стоит здание средней школы № 3. О делах юннатов школы знают во всей Минской области.

Об институте и школе, о дружбе ученых и ребят мы и хотим рассказать.

ЦВЕТЫ ДЛЯ ХАТЫНИ. В Белоруссии очень любят цветы. Причем простые, полевые.

А вот в последние годы цветы стали занимать особое место в жизни горожан и сельчан. Проезжаешь по дорогам — цветы у памятников, цветы в палисадниках, в скверах. Самые разные — от тюльпанов до гладиолусов. Чем это объяснить? Наверное, тем, что цветы, как стихи и музыка, украшают нашу жизнь, делают ее светлее и чище. И стараются люди выращивать цветы, даже если это непросто.

Летом здание института животноводства скрывается под листьями и лозами дикого винограда: стоит зеленая гора, только поблескивают, как родники, голубым блеском стек

ла. А напротив, на пришкольном участке, тоже буйство красок: по клумбам можно ботанику учить — чего здесь только нет. Зимой стены института, словно паутиной, покрыты высохшими, дремлющими до лета лозами, а из школы несут и несут цветы — свежие, только сорванные. Секрет'прост: в школе работает теплица. Круглый год выращивают в ней цветы.

Я был в Хатыни зимой. Хатынь — это деревня, которую сожгли фашисты в 1943 году. Хатынь не только памятник одной деревне, это памятник 186 белорусским деревням, которых постигла такая же участь. Было морозно и ветрено, и холод забирался под пальто, вышибал слезы из глаз. У входа в мемориал, где стоит памятник несгибаемому хатынцу, лежали живые цветы с чуть примороженными лепестками.

Экскурсовод скайл, что эти цветы часто привозят в Хатынь пионеры республики. Среди них были и ребята из Жодина...

КЛАПАН. Вася Рафаенко, Сережа Филипенко и Миша Волчков работают на ферме племсовхоза «Заречье». Не просто помогают, как обычно: принести, убрать, почистить. Они юят коров, ухаживают за ними. В общем, мастера машинного доения. Днем — в школе, вечером — на дойке.

Однажды вдруг ребята начали замечать, что коровы дают все меньше и меньше молока. Доярки, конечно, тоже обратили внимание: «Болеют коровы». А почему, в чем причина — непонятно: уход вроде нормальный, корма тоже.

После долгих споров и поисков нашли причину: «стучат» клапаны в пульсаторах, главной детали доильного аппарата, и поэтому молоко всасывается не плавно, а рывками, и коровы начинают болеть.

Вася пришел в институт животноводства (ребят из школы туда пускают без пропусков), к старшему научному сотруднику, кандидату сельскохозяйственных наук Михаилу Васильевичу Барановскому, и рассказал ему о делах на ферме. Михаил Васильевич сам не механик, не техник, но никогда не упустит случая что-ни-будь усовершенствовать, «довести» и даже изобрести.

Поговорили, подумали. Скоро выяснили, почему «стучат» клапаны: они изготовляются из твердой пластмассы и быстро изнашиваются. А запасных клапанов нет.

— Может, сделать резиновую нашлепку? — предположил Вася.