Юный Натуралист 1983-03, страница 3029 Зеленая пеночка со слетком. хищных птиц, но как это сделать у себя на комбинате, он не представлял. «Помогите, пожалуйста,— писал он,— мне и всему нашему коллективу комбината». Я знал, что фонотека — организация научная — и не имеет возможности копировать и рассылать записи, но сейчас почему-то был уверен, что Борис Николаевич Веп-ринцев, научный руководитель фонотеки, найдет выход и уж в совете не откажет. Первые же слова Марины Михайловны Заблоцкой о Вепринцеве убедили меня в этом еще больше. Фонотеки голосов животных есть в Ленинградском университете, в МГУ, существует несколько личных фонотек, но самая обширная все-таки пущинская. Официально она существует с 26 января 1973 года, и в основе ее — записи Вепринцева. Еще будучи студентом, в 1955 году Борис Николаевич сделал свой первый магнитофон. Он вполне прилично работал на столе, но весил около сорока килограммов и едва умещался в рюкзаке. Вот тогда Борис Николаевич, ныне доктор биологических наук, сделал свои первые записи на Звенигородской биостанции МГУ. Это был зяблик — одна из самых обычных и громко поющих наших птиц. «Он как белая мышь для биоакустики,—-говорит Марина Михайловна.— О нем самая большая литература, он лучше всех изучен». К нему легче всего было подступиться с тем тяжеленным аппаратом. Зяблик очень привязан к своей территории, и если вы однажды заметили его на каком-нибудь дубу, то можете быть уверены: у этого дуба вы найдете его в течение всего лета. За песней зяблика на пленку легли песни мухоловки-пеструшки, пеночки — их тоже легко записать. И появилась мысль: записать все виды наших птиц, все разнообразие их сигналов, а потом попробовать опубликовать некоторые записи — познакомить с ними любителей и специалистов. Чтобы люди, идя в лес, хотя бы знали: вот это поет зяблик, а вот мухоловка, это пеночка-весн'ичка. Теперь в пущинской фонотеке хранятся записи песен более чем шестисот видов птиц. Всего же у нас в стране их около семисот сорока видов. Но это лишь песни. А есть еще позывы. И их у одного вида может быть более сорока. Ученые пытались подсчитать, сколько же песен может спеть одна птица за сутки. Получилось около четырех тысяч. Первое, что сообщает своей песней, например, зяблик, это то, что он просто зяблик. Вторая песня — «Я самец зяблик». Третья — «Я нахожусь здесь». Четвертая — сообщение о своем «семейном положении». Такая песня может иметь один вариант. Но есть среди птиц яркие индивидуальности. И выдающийся зяблик может иметь до шести вариантов оповещения. Разнообразие и здесь награждается. Этого зяблика ждет явный успех: лес понимает, что у него будет потомство лучше, а территорию свою он станет охранять с большим успехом. Охранять не в драке, а именно песней. Пение заменяет драку, столь невыгодную для вида, ведь в ней можно поранить себя, даже погибнуть. Слыша красивую песню, другой самец улетает без претензий. Другое дело, когда встречаются равные. Эти будут стараться перепеть соперника, расположившись недалеко друг от друга. И кто-то победит. Ведь одна из важных функций песни — защита территории. В фонотеке есть записи таких «дуэлей». Позывы же еще разнообразней, хотя и много короче — всего два-три слога. В позыве может быть тревога, предупреждение об опасности. Порой этот крик столь страшен, что напавший на птицу хищник буквально столбенеет, и тогда ей удается спастись. В течение нескольких лет М. М. Заблоц-кая записала и обработала одиннадцать тысяч метров пленки с голосами седоголового и черноголового щеглов. Ей удалось выяснить, что это недавно образовавшиеся виды. До тех пор были сомнения: не подвиды ли они? Фонограммы из сигналов оказались совершенно различными. Получалось, что это все-таки разные виды, причем «молодые», а значит, можно проследить эволюцию их видообразования, происходящую на наших глазах,— возможность далеко не частая. Пеночка-весничка. |