Юный Натуралист 1983-05, страница 8

Юный Натуралист 1983-05, страница 8

моя родина- ТАМ, ГДЕ

ЖИВУТ ЛЕОПАРДЫ

Облака вдруг исчезли. Вместо них появилось море. Самолет все летел и летел над ним. Не раз я ходила по берегу Каспия, но сверху видела величайшее из озер впервые. И старалась ничего не пропустить: заливы, островки, землю с выступавшей на ней солью. Но, увы. Свидание с морем надо было заканчивать. В Красноводске уже ждали наш самолет. Он пошел на посадку.

Туркмения встретила жарой. В машине, резво набравшей скорость, стало легче. Спасало открытое окно. Часа через два остался позади город нефтяников Небит-Даг с зелеными палисадниками и тенистым парком. И опять прежний пейзаж: пески, солончаки, всклокоченные, не до конца вылинявшие верблюды и, словно для контраста с ними, плюшевые, с ровной шерсткой верблюжата. Я было уже решила оставить свой наблюдательный пункт у окна: судя по всему, новое предвидится не скоро. Однако именно в этот момент появились горы. Дорога стала тряской, и надо было прикладывать максимум усилий, чтобы усидеть на месте. Разумеется, скорость машины снизилась, а значит, и жара усилилась.

— Долго еще ехать?

— Нет, остались последние километры,— услышала в ответ.

Уже был готов очередной вопрос, однако произнести его мне не было суждено. Глазам предстали горы. Честно говоря, я была уверена: чем-чем, а горами меня не удивить. Приходилось бывать и на Кавказе, и в Карпатах. Да и только что немало гор видела. Встречались среди них весьма своеобразные. Но чтобы такие?! Невысокие, конусообразные, подозрительно правильной формы и голые — на них ничего не росло. Но главное, что ошеломляло,— их цвет. Они были небесно-голу-быми. Я протерла глаза: нет, не мираж. Каким образом такие горы могли оказаться здесь и вообще на нашей Земле?

Вскоре мы оказались в прохладном ущелье Пархай, в центральной усадьбе Сюнт-Хасар-дагского заповедника.

Заповедник этот — один из самых молодых в нашей стране, образован в 1979 году. Центральный участок — чуть больше 17 тысяч гектаров. Но если приплюсовать территории остальных участков, цифра получится внушительная: без малого 100 тысяч гектаров.