Юный Натуралист 1983-12, страница 12

Юный Натуралист 1983-12, страница 12

10

тории Московского зоопарка. Это был крупный самец по кличке Пинь-Пинь. А летом 1959 года удалось приобрести и второй экземпляр, по замыслу в пару к Пинь-Пинь. Звали его Ань-Ань, но, к сожалению, он оказался тоже самцом. Так и жили у нас в Москве два красавца бобыля. В 1961 году австрийский коммерсант отвез в КНР большую группу африканских животных и обменял ее на молоденькую самочку большой панды по кличке Чи-Чи. С этой зоологической «звездой» — так назвал ее один из видных английских зоологов — обладатель Чи-Чи прибыл в Англию, где за огромные деньги продал ее Лондонскому зоологическому обществу. В 1966 году англичане предложили нам воссоединить московского «кавалера» Ань-Ань с Чи-Чи. Мы согласились, и заморская «невеста» специальным рейсом прибыла из Лондона в Москву на самолете. Размещалась она в транспортной «карете», изготовленной из оргстекла, цветных металлов и пластика. Встречали эту необыкновенную гостью ученые-зоологи, представители наших государственных органов, сотрудники столичного зоопарка, работники британского посольства и великое множество корреспондентов. Один из них сказал в шутку: «Я часто по роду своей деятельности бываю в международном аэропорту столицы, но так еще не встречали ни одного премьера». И действительно, шуму было много.

Чи-Чи прожила в Московском зоопарке шесть месяцев, но не подружилась с Ань-Ань, и ее отправили обратно. В 1968 году эксперимент повторили. На этот раз Ань-Ань летал в гости к Чи-Чи. В Лондоне он прожил полгода и тоже безрезультатно. Но, как известно, «нет худа без добра»: оба свидания, хотя и не дали желаемого результата, помогли нам получше разобраться в особенностях биологии больших панд. Например, никто и не подозревал, что добродушные на вид и совсем незлобные по характеру звери при определенных обстоятельствах могут быть очень агрессивными. Иногда между нашими «сведенцами» происходили жестокие схватки. Приходилось разнимать их с помощью брандспойтов, холостых выстрелов из охотничьих ружей, а также применять при этом специальные пики и щиты из толстой фанеры. При нападении и защите звери проявляли большую ловкость и типичные для хищников приемы: захват противника передними лапами, мощные удары лапой по голове врага, стремительный таран всей массой тела, хватка зубами и так далее. Оказалось, что у этих обычно молчаливых зверей очень громкие голоса. Возбужденная Чи-Чи скулила, а потом издавала такие резкие трубные звуки, что в окнах по соседству дрожали стекла. Она даже мычала, ну прямо как корова. Кавалер во время встреч блеял, словно овца, верещал, а в критические моменты драки трубил и мычал.

О размножении больших панд долго ничего известно не было, однако в сентябре 1963 года в Пекинском зоопарке самочка по кличке Ли-Ли родила малыша, вес его был 142 грамма. Рос он очень быстро и к пяти месяцам набрал десять килограммов. Малыша назвали Мин-Мин, то есть «блестящий, сверкающий». Первые десять дней после рождения самка не отпускала его от себя даже во время еды. Двухмесячного детеныша она перебрасывала с лапы на лапу, играя им как куклой. В три месяца «блестящий» стал передвигаться самостоятельно — мать заснет, а он на прогулку, но она быстро просыпалась, моментально находила свое чадо и шлепала лапой. В сентябре 1964 года та же самка родила второго малыша, и ученые смогли определить, что своих детенышей большие панды вынашивают примерно 140 дней.

Молодые панды в неволе очень игривы. Они добродушны, забавны, много двигаются, принимают самые необыкновенные позы: могут стоять на голове, помогая при этом себе передними лапами, отлично кувыркаются через голову, ловко лазают по решеткам и сеткам, лестницам, канатам и шестам. Передними лапами они удерживают мячи, эмалированные и алюминиевые миски в ожидании, когда их наполнят едой. К людям относятся без всякой враждебности, однако при игре и возне чувства меры не знают, могут случайно ухватить зубами, оцарапать когтями передних лап и придавить к стенке. Но вместе с тем они хорошо приручаются, быстро запоминают данные им клички.

Достигнув трех-четырехлетнего возраста, большие панды становятся более медлительными, они уже не так доверчивы к людям, и обращаться с ними приходится, соблюдая осторожность. Зверь не маленький. Высота в плечах взрослых животных до семидесяти, а длина тела до ста семидесяти сантиметров. Солидный и вес. Взрослый самец, живший в Московском зоопарке, к двенадцати годам достиг 185 килограммов, и он не был перекормлен, за этим в зоопарке строго следят.

«Солидность» взрослых панд выражается в их удивительных позах. Они могут сидеть как в кресле, оперевшись при этом одной из передних лап о выступ и прислонившись спиной к какому-нибудь предмету. В такой позе могут подремать или медленно заняться своим туалетом, а то просто очищают веточки веников от листьев и медленно их пережевывают.

В природе панды активны на зорях и в ночное время. То же наблюдалось и в зоопарке. Примерно с десяти утра до четырех-пяти часов дня большую часть времени звери находились в тени, растянувшись на земле загона или на полу клетки, и дремали. С наступлением сумерек становились активными, много двигались, играли, кормились, а по оставленным следам мы установили, что и в