Юный Натуралист 1984-05, страница 35

Юный Натуралист 1984-05, страница 35

33

Иногда нам присылают просто письма-заявки: например, покажите собак или дельфинов, кошек или крокодилов. Я хотел бы пожелать нашим юным корреспондентам выражать свою позицию, свой интерес к природе, миру животных, писать о том, что их беспокоит или удивляет. Я против «пустых» писем, не несущих конкретной просьбы или наболевшего вопроса.

Немало писем, в которых нас просят выслать крокодильчика, обезьянку или львенка. В последнее время многие просят морских свинок. С чем это связано — не знаю. Ну, крокодилов, львов, обезьян мы просто не рекомендуем заводить ни одному любителю природы. А морскими свинками мы всех обеспечить не можем. Тем более по почте.

— Николай Николаевич, это очень важная проблема — ребенок и животное в домашних условиях. Хотелось бы узнать о вашем отношении к ней.

— Если внимательно просмотреть письма ребят, то можно выделить одну и ту же фразу — «мы любим животных». Некоторые письма даже начинаются с этих слов. Ребята не только любят животных вообще — тех, которых мы показываем в передаче и которых они видят в зоопарке, в природе. У многих есть дома питомцы. Ребята ежедневно общаются с ними, ухаживают. Некоторые очень переживают, что у них нет пушистого или пернатого друга.

«Вам пишут многие ребята, у которых есть любимые звери,— пишет Таня Данилевич из города Горького.— А у меня их нет. Но я вчень люблю животных. Пришлите мне попугая, медвежонка или обезьянку. Я не могу без них жить».

Некоторые хотят поселить дома животное — будь то кошка, собака или птица. Но родители против. Кому писать о своем горе? Часто обращаются к нам.

«Я хочу иметь дома какую-нибудь зверушку,— пишет нам Саша Ф. из Одессы,— а мама с папой не хотят. Очень прошу вас, помогите мне».

Бывает и так, что сами родители пишут нам, почему они считают необходимым, чтобы у ребенка, особенно если он в семье один, обязательно был друг — четвероногий или пернатый.

Что дает ребенку общение с животным? Вопрос этот непростой. Я уверен, что те дети, которые постоянно имеют дело с животными, ухаживают за ними, становятся более чуткими и добрыми. Увидев собаку или кошку, они улыбаются, тянутся к ним.

И конечно, я против тех, кто заводит животное ради забавы, как игрушку. Животное — не игрушка, это твой друг. Люби его, ухаживай за ним. И необязательно таким другом должна быть обезьяна или другое экзотическое животное. Им может стать хомячок или аквариумные рыбки, кошка или канарейка.

— Почему вы против того, чтобы дома дер

жали экзотических животных — крокодилов, львов, обезьян?

— Я считаю, что, кроме хлопот и неприятностей, от такой любви ничего больше иметь не будешь. Кроме того, не так давно принятый Закон СССР «Об охране и использовании животного мира» ^ообще запрещает иметь диких животных дома. Но, судя по письмам, некоторым все же удается приобрести обезьяну или львенка. И тут возникает очень неприятная ситуация.

Пока львенок маленький, с ним приятно играть. Но он растет, кормить его уже накладно. И вот это уже матерый хищник, опасный для окружающих. Что с ним делать? Убить — жестоко, зоопарки не принимают. Я об этом говорю, потому что знаю случаи, когда люди брали львят и обезьян на воспитание. Потом они слезно умоляли работников зоопарка избавить их от своих питомцев. Сколько было написано писем в адрес нашей передачи!

— Николай Николаевич, а вы держите дома кого-нибудь из животных?

— Конечно. В разное время у меня дома жили собака, кошка, черепахи, аквариумные рыбки. Были и экзоты. Например, королевские кобры из Индии. Помню, Александр Михайлович Згуриди снимал фильм «Рикки-Тикки-Тави». В Индии снимать сцены с кобрами ему помогал факир. Но случилось так, что некоторые сцены нужно было доснять у нас в стране. Факир вместе со своими питомцами жил у меня дома. Кстати, он привез и мангуста. Очень веселая была компания.

Жили у меня фаланги, скорпионы, ядовитые змеи. Дело в том, что эти животные— объект моих научных интересов. Я изучаю животный мир пустыни. А сейчас у меня дома в террариуме живут два полоза Шренка. Я их показываю студентам на лекциях, рассказываю о них. В одной из передач их видели и телезрители.

— Расскажите немного о съемках вашей передачи. Как идет подготовка к ней, кто принимает в этом участие?

— Зрители, вероятно, заметили, что выпуски «В мире животных» бывают самые различные. Есть развлекательные, эмоциональные передачи. А есть более познавательные, серьезные. Программы мы делим на «журнальные» — собранные из различных материалов, и «тематические» — посвященные одной проблеме, какому-нибудь важному направлению в биологии. Цикл передач планируется на год вперед.

Много делает творческая бригада. Это штатные сотрудники Центрального телевидения: режиссер, ассистент режиссера, администратор, редактор. Я, как ведущий,— нештатный работник. Моя основная работа в МГУ, на кафедре биогеографии географического факультета. Преподаю, веду научные исследования, езжу в экспедиции, работаю над докторской диссертацией.

К сожалению, многие зрители полностью