Юный Натуралист 1984-09, страница 29

Юный Натуралист 1984-09, страница 29

mn/LP»

«г

КЛЕН

Издавна считалось, что клен — житель равнинных лесов, такой же вечный спутник русского чернолесья, как береза, дуб, липа, ясень, калина, черемуха. Но, оказывается, это вовсе не так, клены — растения преимущественно горные, лишь немногие из них спустились вниз, попросили соседства у дубрав, березняков. Поэтому в нашей стране чистые кленовники — редкость. Ботаники часто пишут об этих деревьях: «Единичные экземпляры в виде примеси к другим породам». А поэты сравнивают их с бедными родственниками, которые попросились пожить у именитых и влиятельных хозяев.

Нет, клен вовсе не бедный родственник в семье своих лесных собратьев. Дерево это самостоятельное и гордое. Сок его вкусен и не уступает березовому — в старину из него сахар выпаривали, с чайком попивали. А какие у него «музыкальные способности», из древесины клена изготовляют кларнеты. Флейты голос нежный тоже рождают тонкие кленовые пластинки.

Откуда пришел к нам клен? Ботаники спорили долго. Помогли палеонтологи. Именно они обнаружили предков кленового рода в верхнемеловых отложениях Анадырского и Лено-Колымского бассейнов. Поразительный факт, ведь сейчас клены распространены в широтах,

где климат умеренный и влажный. В нашей стране клен остролистный лучше всего растет в Каменной степи Воронежской области, а явор предпочитает Крым, юг Украины, Черноморское побережье Кавказа. Клен полевой почти с точностью обозначил свою северную границу городами: Житомир, Чернигов, Орел, Тула, а до Пензы уже не доходит. Нелегко представить, что клен ведет род с Чукотки и когда-то украшал места, где сейчас Полюс холода. В эпоху, предшествующую ледниковому периоду, клен шелестел листвой в арктических областях Гренландии, Шпицбергена. Подумать только, из каких мест оттеснил ледник кленовое шумное семейство. Видимо, в ту далекую-далекую пору клен и поднялся в горы, точно в этом видел спасение от гибели.

Повсюду клен приспосабливался к новым условиям, находил подходящие почвы, места, где больше света. Одни виды учились переносить избыточное переувлажнение грунта, другие вынуждены были привыкать к засухам, сдавать экзамен на жароустойчивость, третьи вступили в единоборство со шквальными ветрами, и у них развился сильный стержневой корень с далеко расходящимися боковыми ответвлениями. И в наших зеленых чащах обрел клен свое особое место, выделился роскош-