Юный Натуралист 1984-11, страница 16

Юный Натуралист 1984-11, страница 16

FJOAJOC НЕДОСТУПНОСТИ

Было это в те апрельские дни 1941 года, когда мы, советские полярные летчики, впервые в истории завоевания Арктики проникли в так называемый район Полюса относительной недоступности. Огромное «белое пятно» площадью около 4 миллионов квадратных километров.

Много гипотез и самых фантастических легенд ходило вокруг этой далекой, такой заманчивой, но недосягаемой тогда части планеты, находящейся в 1350 километрах к северо-востоку от острова Врангеля в безбрежных просторах Центрального арктического бассейна.

Ученые писали статьи, диссертации. Одни доказывали, что «белое пятно» не что иное, как часть Ледовитого океана, и район этот представляет собой Полюс безжизненности, там нет никаких животных. Другие, и среди них американский ученый Р. Гаррис, считали, что в том районе расположена огромная суша. Предполагаемой земле ученые присвоили наименование «Земля Гарриса» и пунктиром нанесли ее на карты высоких широт Арктики.

Уже были открыты Северными Южный полюсы, человек настойчиво проникал в тайны атома, задумывался о полетах в космос, но на своей планете, совсем рядом, по-прежнему оставалось недоступное «белое пятно».

Суровая, полная коварства стихия ревниво охраняла последние тайны Арктики, огромные расстояния от ближайших баз оказались для человека непреодолимым барьером.

С развитием науки и техники все больше и

больше возрастал интерес ученых всего мира к «белому пятну». В 1927 году американская пресса и радио на весь мир заявили, что в районе Полюса недоступности будет наконец установлен звездно-полосатый флаг и земля, «открытая» Р. Гаррисом, войдет в состав США. Уже рекламировали самолет, специально подготовленный для экспедиции, снаряжение, научные приборы.

С мыса Барроу на Аляске в длительный и тяжелый полет стартовали американские полярные летчики. Им удалось добраться только до южной границы неведомого массива, где из-за отказа мотора они сделали вынужденную посадку. Измерив эхолотом глубину океана, устранив в самолете неполадки, летчики вернулись на юг, но, не долетев ста километров до берега материка, мотор вновь отказал, при посадке на дрейфующие льды самолет разбился. Соорудив из обломков нарты, отважные полярники более двух недель шли по дрейфующим льдам, пока не вышли к мысу Барроу.

Не удалось из-за непогоды покорить «белое пятно» и совместной экспедиции Амундсена, Нобиле и Эльсворта на дирижабле «Норвегия». Их маршрут Шпицберген — Северный полюс—Аляска проходил вдоль западной границы Полюса недоступности, и рассмотреть его не удалось; сплошная тяжелая облачность мощного циклона закрыла его непроницаемой пеленой.

Для нас, советских летчиков, просторы Арктики являлись прежде всего местом