Юный Натуралист 1985-01, страница 13

Юный Натуралист 1985-01, страница 13

12

висть. Правда, я сперва этому не поверил. Ведь я же вырос в Хакасии, знаю ее вдоль и поперек, но о том, что где-то в ее водах обитает кета, отродясь не слыхивал. «А ты поезжай под Шира на озеро Белё — увидишь»,— сказали мне. Шира, что по-хакасски значит «желтый»,— мой родной райцентр, а озеро Белё мне памятно тем, что в отрочестве я ловил в нем окуней. Их, помнится, в те времена в Белё водилось великое множество, а вот кеты...' Ее я «удил» только в магазинах, и была она привозная — с Дальнего Востока, причем соленая, вяленая и копченая. А о живой кете мы, прибелевские жители, лишь по книжкам знали.

Я отправился на Белё. Оно лежит среди холмистой степи на северо-западе Хакасии и состоит из двух обширных плесов, соединенных между собой узеньким проливом. Общая площадь плесовых зеркал более семи с половиной тысяч гектаров. Окрест озера по низинам и пологим склонам холмов расстилается бескрайнее полотно черных паров, которые будто разрисовал маляр-великан ярко-желтыми, изумрудными и рыжими полосами. Полосы тянутся строго параллельно друг другу и представляют вблизи не что иное, как посевы подсолнухов, овса для зеленки и стерню сжатой пшеницы. Вода в озере довольно прозрачная и соленая. Скалистые берега его образованы из песчаника темно-малинового цвета, а пологие— из краснозема. На них почти ничего не растет, лишь на западной части южного плеса зеленеет небольшая березовая роща. Как раз в нее-то и лежал мой путь, когда я подъезжал к Белё.

В роще наконец раскрылась тайна хакасской кеты. Собственно, тайны в тот час для меня уже не было. Сведущие люди в Шира рассказали, что на Белё уже восемь лет работают ихтиологи, отлаживая разведение дальневосточного лосося. В полевой научной лаборатории рыбоводов, разместившейся в березняке, я встретился с начальником отряда ихтиологов Валерием Викторовичем Сысоевым, который разъяснил мне все до конца:

— Наш отряд получил задание от рыбаков Красноярского края выявить возможность разведения в Белё горбуши и кеты. И вот результаты: эти рыбы в озере развиваются в два-три раза быстрее, чем в привычных условиях на Сахалине.

Но горбуша здесь плохо переносит зимовку, а кета чувствует себя отлично даже при самых низких температурах воды. Поэтому мы считаем перспективным разведение в Белё только кеты. Рыбу мы выращиваем из мальков, доставляемых из инкубаторного цеха рыбозавода в Белом Яре, что под Абаканом. Там их выводят из икры, привозимой с Сахалина. По жирности и вкусовым качествам наша рыба намного превосходит дальневосточную. А объясняется это тем, что в Белё превосходная кормовая база из рачков-бокоплавов и нет конкурентов в питании из аборигенных рыб. Во-вторых, лосось в море, достигнув половой зрелости, идет на нерест в пресную воду, проделывая тысячи километров. Во время пути он ничем не питается и приходит в реки истощенным, без жира в теле. Таким его и ловят. Озерной же кете на нерест йдти некуда, поэтому она оказывается в сетях'в этаком вот превосходном виде...

Ихтиологи наряду с кетой выращивают в озере и форель, мальки которой выводятся из икры, привозимой с Алтая. И еще я узнал, что рыбу разводят не только в Белё, но и в других озерах, из чего понял: Хакасия в перспективе может стать краем большой рыбы.

Я уезжал с Белё на рыбацком грузовике, полном бочек с кетой и форелью. Шла августовская путина — явление для Хакасской степи небывалое...

— Балахчин,— говорит шофер,— выходи, а я поеду дальше — за жердями. На обратном пути захвачу тебя.

Оставшись в одиночестве, я гляжу по сторонам. Вокруг донельзя знакомые и до нытья в груди родные скалистые горы, заросшие тайгой, и лога с быстрыми светлоструйными ручьями, впадающими с обеих сторон в Андат.

Место, где размещался поселок, представляет собой сейчас широкую лощину с луговыми травами. Я долго брожу по ней, пытаясь определить, где что стояло. Вот тут, у самого подножия крутой скалы, возвышалось двухэтажное бревенчатое здание нашей средней школы. Многие ее выпускники нынче стали учителями, инженерами, врачами, офицерами армии и флота, кандидатами и докторами наук, журналистами, а мой одноклассник Борис Григорьев сегодня известен стране как режиссер детских и юношеских фильмов.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Логадо

Близкие к этой страницы