Юный Натуралист 1985-03, страница 18

Юный Натуралист 1985-03, страница 18

He спешит в приморскую тайгу весна. Совсем по-зимнему от поросшего лесом подножья до голых вершин седеют снегами сопки. Скованы льдом стиснутые сопками ручьи и речки. Лишь кое-где на перекатах вырываются они из ледяного плена и, пробежав по камням несколько метров, снова ныряют под крепкий панцирь. Только к концу месяца температура поднимется над нулевой отметкой. На снегу образуется ледяная корка. Весна переходит в наступление и начинает отгонять на север стайки сибирских чечевиц, зимовавших здесь, ожидая возвращения местных птиц.

А пока тайга молча разворачивает перед нами белые страницы с запутанными записями таежных историй.

Нелегко человеку несведущему на Дальнем Востоке разбираться в следах зверей и птиц. Своеобразна фауна Приморья, и многие следы

Горал.

Следы дальневосточных копытных: лось, изюбрь, пятнистый олень, косуля.

даже натуралисту, впервые приехавшему сюда, никогда ранее не встречались.

По долинам вдоль речек, по хребтам сопок животными пробиты тропы. Рыхлый снег истоптан множеством копыт, и трудно отыскать четкие отпечатки, где проходили стада кабанов или оленей. Богаты здешние места копытными. И чтобы понять, с кем из них имеешь дело, приходится обращать внимание не только на форму и величину копыт, но и на погрызы на деревьях и кустарниках, на осо-' бенности местности, где предпочитает держаться зверь.

Среди дальневосточных оленей особенно интересен изюбрь. Всем, кто встречал европейского оленя в широколиственных лесах, кавказского в горах Кавказа, хангу-ла в тугаях Средней Азии или марала на Алтае, легко узнает и следы изюбря. Они значительно меньше лосиных: у взрослого лося длина копыта — двадцать и более сантиметров, у лося, как и у кабана, оставляют отпечатки и боковые пальцы, а у изюбря их не видно. Изюбрь предпочитает держаться в кедрово-широколиственных лесах. Как в лесах средней полосы постоянно встречаются места лосиных жировок — поврежденные ивы и осинки, так в Приморье места кормежки изюбря можно определить по обкусанным ветвям амурского бархата, аралии и других деревьев и кустарников.

Пятнистые олени предпочитают склоны сопок, обращенные к югу. Здесь меньше сне

га, а воздух лучше прогревается. Следы этих оленей схожи со следами изюбря, но отпечатки копыт мельче. Длина их шесть-семь сантиметров, ширина — около пяти. А вот при осмотре мест кормежки пятнистых оленей можно ошибиться, увидев высоко над землей обкусанные ветки. Не изюбрь и не лось лакомились здесь, а пятнистый олень вставал на задние ноги, чтобы дотянуться до свисающих над тропой ветвей.

Многочисленна в Приморье косуля. Отпечатки ее копыт еще меньше, чем у пятнистого оленя. У взрослого самца длина средних пальцев около пяти сантиметров. На снегу и в топких местах хорошо заметны и отпечатки мале ьких боковых пальцев.

Из всех дальневосточных копытных самые маленькие следочки с хорошо заметными боковыми пальцами у кабарги. Их чаще всего удается видеть там, где громоздятся среди пихт и кедрача голые скалы и россыпи камней. Питается этот миниатюрный безрогий олень в зимнее время в основном древесными лишайниками, обрывает косматые пряди с нижних ветвей хвойных деревьев.

Более редко встречаются на безлюдных, поросших лесом скалах следы горала. Они напоминают следы домашней козы.

Обилие травоядных животных и различных грызунов и птиц привлекает хищников. В приморской тайге снежная книга дает возможность познакомиться со следами дея-