Юный Натуралист 1985-10, страница 33

Юный Натуралист 1985-10, страница 33

ров тридцать. Между чешуями торчали короткие бесцветные щетинки. Чешуй не было на горле, нижней стороне тела и внутренней стороне ног. Мордочка панголина была покрыта похожей на рог кожей, такой же крепкой, как у черепах или ящериц.

Осмотрев все помещение, панголин залез в дуплистый ствол, заблаговременно положенный в вольеру, и проспал там до вечера. А ночью он раза три-четыре вылезал из убежища, ходил по вольере и опять скрывался в своем доме. В природе в качестве убежища эти животные используют дупла, чужие или вырытые ими самими норы. Размеры нор бывают весьма внушительны: они могут уходить в глубь земли на 3,5—6 метров, где заканчиваются гнездовой камерой до двух метров в диаметре.

При свете тусклой керосиновой лампы и карманного фонарика я по очереди со своими коллегами наблюдал за зверьком, которому дали кличку Пан. Однажды при включении фонарика в вольере вспыхнули две голубые точки, и мне сразу вспомнились точно такие же, увиденные мною ночью среди ветвей. Вот, оказывается, чьи глаза я видел в тот раз!

Перед очередным выходом из своего убежища панголин начинал ворочаться в дупле, затем затихал на несколько минут, вновь немного повозится и опять затихнет. Наконец высовывал из убежища голову, принюхивался с сопением, иногда ощупывал воздух своим длинным языком и, если ничего подозрительного не обнаруживал, вылезал из убежища весь. Однако еще несколько минут Пан не отходил от гнезда.

UilCrtUlM

Двигается панголин медленно и плавно. При этом он постоянно принюхивается, поводя носом в разные стороны, останавливается, встает на задние ноги, используя хвост как третью точку опоры. Нередко приходилось наблюдать, как Пан лазал по ветвям (а он мог лазать по очень тонким для него ветвям, всего около сантиметра толщиной, если они его выдерживали). Встав на задние ноги на одну из ветвей и уцепившись за нее хвостом, он даже мог вытягивать свое тело параллельно земле. Все ветви дерева, по которому панголиц лазал, он тщательно исследовал: встав под веткой столбиком, тянулся к ней передними ногами, хватал ее, пригибал к себе и всю обнюхивал.

Несмотря на кажущуюся неуклюжесть и медлительность, панголин довольно ловко пробирается среди ветвей и коряг. В этом ему помогает клиновидная форма тела. Случается, что, лазая в разных местах, панголин все-таки застревает. Назад ходу нет — мешают роговые чешуи. Тогда он начинает сокращать мышцы спины и делает это до тех пор, пока не освободится из своего плена. В это время можно видеть, как по телу Пана идет кольцевая волна от сокращения мышц. В более легких случаях, когда есть хоть какая-то возможность повернуться, животное делает кувырок через голову: подсовывает голову под себя, падает на спину, затем на бок, и вот панго-