Юный Натуралист 1985-11, страница 24

Юный Натуралист 1985-11, страница 24

22

Походы в лес, на речку или пруд очень важны для тех юных природоведов, которые хотят получше узнать свой край. Дела в лесу у настоящего натуралиста всегда найдутся — и гнездовья развесить, и муравейник огородить... Конечно, лабораторная работа в кабинете тоже приносит большую пользу, но разве может произойти дома, в помещении, например, такая история? Ее рассказал мне Саша Хлюстов из города Арзамаса.

— Однажды я ловил на пруду рыбу. Была уже осень, и клевало очень плохо. Мне стало скучно, и я решил побродить по берегу. Вдруг у воды я заметил корягу. Зачем она тут? Но когда поднял ее, то увидел под ней спящих тритончиков. Я не стал их тревожить, знал — у них много врагов. Закрыв тритончиков корягой, вдруг заметил, что неподалеку на заборе сидела большая ворона. Она чистила клювом крыло, а одним глазом хитро поглядывала на меня и на корягу. Я понял, что она ждет, когда я уйду, чтобы раскопать земноводных. Вот и прогнал серую хищницу. Пусть тритошки спят спокойно до весны.

Сейчас рассказ о самом большом живом уголке в Москве. Вернее, об одном из его замечательных обитателей. Рассказывает Алексей Михайлович Мурашов.

необычные зверьки

Когда в помещении живого уголка гаснет свет и лампочки продолжают светить только в террариумах и аквариумах, в одной из клеток просыпаются зверьки, похожие на кроликов,— с большими ушами, серой пестрой шкуркой и довольно длинным пушистым хвостом. Судя по вопросам, которые каждый день задают посетители живого уголка, мы делаем вывод, что этих зверьков знают немногие. Да и неудивительно, ведь ведут они ночной скрытный образ жизни и крайне редко содержатся в уголках живой природы. Родина этих удивительных зверьков — Южная Америка, высокогорья Анд и Кордильер, где низкорослая растительность, угнетенная ветрами, сочная зелень и прохладный свежий воздух. Называется зверек шиншилла. Кто-то тут же вспомнит строку из кроссворда: «Зверек с дорогим мехом из восьми букв». Да, это он. Мех у шиншиллы плотный, красивый и дорогой.

Из-за него зверьков истребляли, и сейчас их осталось больше в неволе, чем в Андах. Шиншилл охраняет закон, а шкурки их поступают в продажу со специальных ферм. Отлов звер~ко~ в природе и раньше не всегда приносил успех. Дело в том, что шиншиллы обладают необычной способ

ностью — аутомией — «отдают» мех. Если зверька схватить за шкурку рукой, то в местах захвата шиншилла «расплачивается» мехом, а сама выскальзывает из рук.

В нашей стране к промышленному разведению шиншилл еще не приступили, но существует ряд экспериментальных звероферм при охотоведческих и биологических институтах. Небольшое поголовье зверьков живет и размножается у любителей в уголках живой природы.

Ученые выделяют большую шиншиллу, обитающую в горах на высоте от 2 до 4 тысяч метров и выше, и малую, или береговую, которая обитает ниже. Оба вида живут в местах, где почти круглый год ночью бывает мороз, а днем камни нагреваются под ярким горным солнцем.

Обитают шиншиллы среди скалистых обрывов. Зверьки очень ловки. По образу жизни они скорее похожи на наших пи-