Юный Натуралист 1985-11, страница 8

Юный Натуралист 1985-11, страница 8

6

ве. Мало кто знал тогда маленькую латиноамериканскую страну. Но фестивальная Москва знала. Знала, что победа придет.

Карлоса Фонсеки уже нет в живых. 8 ноября 1976 года он погиб в бою с со-мосовцами. Но жив его сын. И он приезжал в Москву накануне фестиваля. И был в парке Дружбы. Стоял возле дерева, посаженного отцом, когда его, Карлоса Фонсеки-младшего, еще не было на свете. О чем он думал! О своих восемнадцати годах, которых оказалось достаточно, чтобы вступить в Сандинистскую народную армию и сражаться на северных границах страны! Или о тех 200 никарагуанцах, которые приедут на фестиваль и которые наверняка читали книгу его отца и знают слова, сказанные им на московском форуме! Карлос Фонсека-старший говорил тогда: «Фестиваль собрал лучшее, что есть в мире,— молодежь. Все мы, белые и желтые, черные и цвета меди, все мы боролись за будущее. Верю, что миллиарды наших рук смогут поднять над планетой победное знамя мира!»

Какие они все-таки разные и какие похожие, эти два поколения молодых людей — тех, кто был на VI Московском, и тех, кто приехал на двенадцатый. Первые выросли назло тем, кто убивал их отцов и хотел убить их самих, и потому дороже мира для них не было ничего на свете. Пусть они росли во дворах, со всех сторон закрытых коробками зданий, или на пыльных сельских проселках, но их сердца были раскрыты всем частям света. Они болели за алжирских повстанцев, были на стороне корейских патриотов, росли настоящими интернационалистами, хотя сами, наверное, еще не догадывались об этом. На наши улицы пришли тогда люди, говорившие на чужих, никогда не слышанных нами языках, но

мы поняли их, потому что они пели песни Эрнста Буша и «Бандьера роса» — «Красное знамя» итальянских партизан, а потом они запели нашу «Катюшу» и «По долинам и по взгорьям».

И среди тех, кто приехал к нам тогда, были люди, рисковавшие ради фестиваля жизнью. Были те, кто ложился на рельсы перед военными эшелонами. Простые рабочие ребята стали самыми популярными людьми. Человеческая река двигалась по улицам Москвы, только-только расправившей плечи после кошмарных четырех лет войны, спрятавшей шинели и гимнастерки, Москвы, приступавшей к огромному, невиданному в мире по размаху жилищному строительству и строительству новых молодых душ, свободных от страха войны...

И вот — второе поколение, знающее, что такое солидарность, смотрящее друг другу в глаза и вопрошающее — справимся ли! Сумеем ли сохранить мир, доставшийся нам такой дорогой ценой!

Какая высокая ответственность перед будущим лежит на наших плечах! Кто-то может спросить: почему, возлагая на себя такой груз, мы находим время и возможность петь, смеяться, танцевать, шутить! Да потому, что мы молоды! Потому что мы вместе! Потому что знаем, что нужно делать.

Истоки нашего оптимизма — в самой истории сражения человечества за свое освобождение и мир. В проникновении идей коммунизма во все самые далекие уголки земли, в сердца миллионов людей. Они как искры фестивального огня — эти идеи добра и дружбы, наша общая цель, источник нашей силы. «Спасибо тебе, фестиваль!» — говорит молодость мира.

Н. НИКОЛАЕВ