Юный Натуралист 1986-04, страница 31

Юный Натуралист 1986-04, страница 31

30

Второе направление — клональное размножение растений. Ведь если из одной клетки можно получить целое растение, то, значит, из кусочка ткани —- тысячи растений в пробирках! Не нужно ни теплиц, ни посевных площадей. Это направление уже нашло широкое практическое применение — и не только для размножения ценных сортов, но и для спасения реликтовых видов. Например, ученые из Ленинградской лесотехнической академии научились таким способом размножать занесенную в Красную книгу редчайшую пицундскую сосну.

И наконец, третье направление — генетическое улучшение растений. Мы можем по-разному воздействовать на клетки в культуре и в результате получать клетки с измененными свойствами, а из них выращивать растения, уклоняющиеся от обынного типа. Производя среди них отбор, можно получать растения с желаемыми качествами. Но у селекционеров есть мощное средство изменения наследственности — скрещивание. Оно дает возможность объединять гены разаых родителей и используется селекционерами на протяжении веков. Но, кан[ известно, половое скрещивание воз-можщхлишь между растениями, принадлежащими к одному и тому же роду, как правило, для того, чтобы вывести сорт, зачастую необходимо провести до десяти, а иногда и более последовательных скрещиваний. В итоге эта работа занимает чаще всего долгие годы.

Протопласты —''новое направление работы лаборатории Р. Г. Бутенко — открывали поистине фантастические перспективы. Соб^венно, протопласты, или клетки без оболочки, были известны давным-давно, уже лет сто. . Одно из главных отличий растительной клетки от животной в том, что она заключена как бы в «деревянную тюрьму». Это оболочка из Целлюлозы и пектиновых веществ, а между соседними клетками есть еще и общая срединная пластинка. Таким образом, »_ клеткй жестко и прочно соединены между собой.

т - \ • ' '» >

Рис. В. Перльштейна

* ШШяЯш . , - ...........

Еще ботаники 80-х годов прошлого века механическим путем освобождали клетки от оболочек и с любопытством наблюдали, как живые комочки при определенных условиях сливаются друг с другом. Возможно, эти наблюдения так и остались бы в ряду курьезов, но в 1960 году английский ученый Эдвард Коккинг изобрел способ массового получения изолированных протопластов. Ткань кончиков корня томатов он обрабатывал ферментным препаратом, полученным из одного вида плесневых грибов. Сначала растворялись межклеточные перегородки, образовывалась клеточная суспензия, а затем — и оболочки клеток, освобождая комочки, а вернее, шарики протоплазмы.

С этими живыми шариками можно было проделывать разные операции. Ввести, например, в протопласт инородную частицу и посмотреть, как она поведет себя внутри клетки. Можно слить вместе протопласты разных тканей и даже видов растений, получив гибридную клетку. Самое же интересное, что протопласты недолго остаются «раздетыми» и в подходящих условиях вновь обрастают клеточной оболочкой. Исследования с помощью электронного микроскопа показывают, что едва клетки оправятся от шока, вызванного обработкой ферментами, к мембране начинают направляться особые клеточные структуры, нагруженные строительным материалом. Вскоре возникает сеточка из мембранных структур, содержащих полисахариды. Эта сеточка — начало новой оболочки. Проходит еще двое-трое суток, и протопласт превращается в обычную клетку, способную делиться и дать начало целому растению. Конечно, если создать для этого необходимые условия.

Можно себе представить, какие разгорелись споры. Эдвард Коккинг подсказывал создание нового растения — томатофеля. Куст, осыпанный помидорами, а в земле клубни! А что? Картофель и томат из одного семейства пасленовых, значит, и препятствий к их соматической гибридизации не должно быть. Будущее, правда, показало, что все не так просто, и полученный через несколько лет гибрид не имел ни «вершков», ни «корешков»...

Не следует думать, что гибридизация протопластов легкое дело. Для эксперимента берутся огромные количества про