Юный Натуралист 1986-04, страница 35

Юный Натуралист 1986-04, страница 35

34

сказал я, разглядев наконец наш улов.— Вот какова эта таинственная глубоководная рыба, обитатель вечной темноты больших глубин! Значит, он все-таки выходит на поверхность?! Смотри-ка, Максимыч, на рыбах нет ни одной царапинки и все они еще живы. Значит, «по своей воле» поднялись кверху?

— Как ты назвал-то ее? — спросил Максимыч.

— Алепизавр! Это научное название, книжное. По-русски иногда эту рыбу называют «пилозуб» за ее большие зубы, похожие на зубцы пилы. Рыба эта, в об-щем-то, довольно редко попадается.

— Где же редко-то? В сильный шторм ее иногда выбрасывает на берег. Но, правда, не всегда. Это бывает только осенью, в конце августа и особенно в сентябре. А потом она опять пропадает.

— И много ты ее здесь видел?

— Думаю, несколько десятков за три года!

— А теперь, Максимыч, давай-ка повнимательнее рассмотрим и запишем, как выглядят живые рыбы. Как только они заснут, у них сразу изменится окраска и весь внешний вид...

Первое, что бросалось в глаза у всех восьми алепизавров,— это их открытые пасти с одной или двумя парами длинных саблевидных зубов, свисавших книзу с верхней челюсти. Навстречу этим зубам из нижней челюсти торчали, как острые кинжалы, у некоторых два, у других — четыре лезвия страшных зубов.

Алепизавры — хищники. Главной их пищей служат разные глубоководные рыбы. Окраска неодинаковая. У пяти рыб спина была темная, почти черно-синяя, можно сказать, с металлическим отблеском; у трех остальных — тоже темная, но скорее с бурым оттенком, без металлического блеска.

Я измерил и длину рыбы: 108 сантиметров. Потом высоту плавника, в самом его широком месте. Она оказалась 19 сантиметров — в два раза больше, чем ширина тела рыбы.

— Ну скажи, зачем ему такой «парус»? — спросил Максимыч.— Это паруснику (есть, говорят, такая рыба) ветер, дуя в плавник, выставленный на поверхности, помогает быстро плыть. А этому хищнику он зачем? Он же на глуби живет. Ветра там нет. Да и «перепонка» на его «парусе» хлипкая. Чуть дотронешься — рвется.

— Не могу тебе это объяснить. Не знаю. Надо подумать, в чем тут дело.

— Эх ты! А еще ученый человек!

— А ты что думаешь, ученый — так он все знает? Ошибаешься! Еще столько неизвестного на земле, а в океане еще больше! Столько еще надо узнать, столько предстоит открыть! Вот и у алепизав-ра тоже есть свои загадки. И много! Одну из них ты сам сейчас назвал. А я тебе и еще могу несколько перечислить. Вот смотри. Глаза у алепизавра довольно большие. А для чего?

Максимыч внимательно слушал.

— На глубине, где он живет,— полнейшая темнота. Алепизавры охотятся в основном глубже 400 метров и только ночью иногда поднимаются выше 200 метров, а тогда и на поверхности моря темно. Вот тебе вторая загадка! Зачем алепизавру глаза? Как он охотится на рыб в полной темноте? Есть и еще.

— Расскажи.

— Ты говорил, что алепизавров на остров Симушир океан выбрасывает только осенью, в конце августа — сентябре, во время осенних штормов. Почему это происходит? В чем тут дело? Причем мы с тобой поймали сейчас восемь рыб, все они живые и даже не раненые.

— Но они все же квелые какие-то.

— Да, сопротивлялись они слабо. Но представь: из глубины, где большое давление, где температура воды значительно ниже, чем у поверхности, из полной темноты все они попали в непривычную обстановку, в таких условиях они никогда не бывали. Да еще и шторм какой, их могло и укачать. Ведь на той глубине, где они живут, такого волнения, как на поверхности, не бывает.

— Значит, и среди рыб есть непривычные к качке?

— Да, морской болезнью страдают и рыбы, и морские птицы. Но меня сейчас другое интересует. Почему алепизавры попадаются здесь только в определенное время года?

...Уже поздно вечером мы собрались на вскрытие пойманных рыб.

У первой же рыбы мы нашли в желудке не только остатки мелких глубоководных рыб, но и несколько кальмаров, а у другой даже небольшого глубоководного и довольно редкого осьминога япетел-ла. На теле кальмаров, почти совсем целых, и осьминога очень хорошо были