Юный Натуралист 1986-07, страница 26

Юный Натуралист 1986-07, страница 26

Цвергшнауцер — небольшого размера жесткошерстная, крепкая, в меру мускулистая, скорее коренастая, чем высоконогая собака квадратного формата, без каких-либо признаков «карликовости». Высота в холке приблизительно равна длине туловища. У собаки довольно крупная голова, украшенная бородой, усами и бровями. Мочка носа крупная черная. Зубы крепкие, белые, прикус ножницеобразный. Уши стоячие и симметрично купированные (обрезанные хирургическим путем в щенячьем возрасте). Хвост достаточно высоко посажен, купирован, оставлены — 2—3 позвонка. Эта собака весит примерно 5—7 килограммов.

Родина шнауцеров — Германия. Предполагают, что первые цвергшнауцеры являются потомками аффен-пинчера и миттельшнауцера. Правда, существует мнение, что в современном цверг-шнауцере течет кровь не только аффен-пинчера и миттельшнауцера, но пуделя и шпица. Однако с полной достоверностью этого утверждать нельзя.

Цвергшнауцер обладает привлекательной внешностью. Его наружность производит впечатление важности и устрашающей суровости, которую придают косматые брови. Своеобразие цверг-шнауцера — в контрастах поведения. При забавной внешности поведение его чинно и серьезно. Но может быть и веселым. Он хитер и изворотлив. Существует поговорка: «Когда раздавали хитрость, первым был шнауцер». Он обладает добродушным характером, предан хозяину и недоверчив к посторонним. Упорен, но не упрям, настойчив и смел до самозабвения, веселый партнер в играх, недаром о нем говорят — «он везде и нигде».

У цвергшнауцера высоко развиты органы чувств, сообразительность, трудолюбие и способность к дрессировке. Благодаря дару подражания его легко научить выполнять

разные трюки. Во время дрессировки следует учитывать, что цвергшнауцер — индивидуалист и шаблонные методы не всегда приносят желанный результат. Он чутко воспринимает изменения в интонации голоса, и это свойство можно с успехом использовать.

Не надо забывать о неукротимом темпераменте этой собаки, и с самого начала следует вырабатывать у цвергшнауцера послушание. Сам он обычно не ввязывается в драки, но всегда готов к защите хозяина и его имущества. В доме он дисциплинирован, любит порядок, хорошо выполняет обязанности сторожа. В Чехословакии его зачислили на должность работника таможни, и никто увереннее и быстрее «цвер-га» не справится с досмотром багажа, помогая сотрудникам отыскивать контрабанду. Не зря говорят, что у этой маленькой собаки «большой нос».

Внешность цвергшнауцера во многом зависит от правильного ухода за шерстью. Жесткая шерсть и отсутствие естественной линьки являются породными признаками. Тримминг (выщипывание мертвого волоса) проводят 2—3 раза в течение года по мере созревания шерсти, это происходит примерно за 3— 4 месяца.

Стандарт предусматривает три окраса цвергшнауцеров: «перец с солью» (шерсть различных оттенков серого цвета), черный и «черный с серебром».

Интерес к породе вызван не только симпатичной внешностью, веселым нравом, малым ростом цвергшнауцера, но прежде всего удобством содержания его в городских условиях и транспортировки, например в сумке или рюкзаке, неприхотливостью в кормлении и относительной устойчивостью к инфекционным заболеваниям. Его жизнеспособность сохраняется до глубокой старости, часто до 12—14 лет.

У владельцев цвергшнау-

церов всегда в запасе много мини-рассказов о «мини-шна-уцерах». Вот два из них.

В окружающем нас мире много еще непонятного и подчас труднообъяснимого. До сих пор не пойму, как вороны узнавали о приходе на площадку цвергшнауцера Ирис, разве только по ее задорному лаю, но к нашему приходу они сидели, чинно устроившись на пригорке. А все это началось так.

Однажды мы с Ирис пришли на площадку. На одном из пригорков сидели три вороны. С веселым лаем, явно приглашая поиграть, Ирис подбежала к птицам. Одна из них взлетела и стала кружить над собакой, остальные продолжали сидеть. Ирис бегала кругами, а ворона парила над ней. Сделав несколько кругов, она села на свое место, а другая ворона сменила ее и продолжала игру, то опускаясь так низко, что едва не касалась собаки, то поднималась чуть выше, потом ее сменила третья, и все повторилось сначала. С тех пор вот уже несколько недель эти игры возобновляются каждый раз, как только Ирис появляется на площадке, где ее ждут вороны-подружки.

Однажды после прогулки другой цвергшнауцер — Ама в дверях квартиры зацепилась поводком. С тех пор, подходя к дверям квартиры, она всегда брала в зубы поводок, чтобы его не прищемило дверью, а ведь ее никто этому не учил.

Будьте наблюдательными, и вы сможете многое рассказать друзьям о своих питомцах.

Л. ПОПОВА,

кандидат ветеринарных наук