Юный Натуралист 1986-11, страница 28

Юный Натуралист 1986-11, страница 28

26

Даже физические нагрузки человек по-разному переносит в течение суток. Самым «сильным» он бывает с утра, в 8 часов. И сохраняет физическую активность до полудня, затем следует перерыв, когда человек как бы «слабеет» с 12 до 14 часов, а затем с 14 до 17 часов у него наступает новый прилив сил. Ночью, от двух до пяти, человек наиболее «слаб».

Ученым еще много предстоит работать, чтобы познать биологические ритмы у человека и животных, а некоторые уже думают, как их изменить. Человек учится концентрировать и удлинять биологическое время.

Пока мы знаем только одно: биологические часы трудно разладить. Сильное охлаждение может остановить их. Успехи в управлении живыми часами пока невелики. У некоторых животных можно подвести стрелки биологических часов. Таракана охладили на 12 часов, а затем поместили в нормальную температуру. Его живые часы опять пошли, но отставали на полсуток, поэтому он стал необычно себя вести в тараканьей семье. Все засыпают, он встает. И так далее. Можно у того же таракана совсем разладить биологические часы. Достаточно его поместить в условия непрерывного освещения, и он забудет о суточной ритмике, хотя внутренние маятники его часов будут работать.

Нельзя ли ускорить биологическое время или сконцентрировать его? Может быть, в природе такое уже существует и есть организмы, у которых сконцентрировано время?

Некоторые виды коловраток живут всего одну неделю. За эту неделю у них проходит вся жизнь. Коловратка выходит из яйца, растет и старится. К старости у нее ухудшается зрение, на теле появляются морщины, откладывается жир, а быстрое плавание сменяется неторопливым ползаньем. Налицо все признаки старения, а ведь жизнь прошла всего за несколько дней. Коловратки микроскопически малы, их размеры десятки микрон, но у них есть почти все органы, характерные для многоклеточных животных. Правда, каждый орган состоит всего из нескольких клеток. Глаз, например, из двух клеток: одна клетка — хрусталик, другая — сетчатка.

На первый взгляд кажется несколько странным, что слон, человек, мышь и

другие млекопитающие, так сильно различающиеся по размерам и по продолжительности жизни, первые шаги на жизненном пути делают с одинаковой скоростью.

У всех развитие начинается с одной клетки. Вот и сравним, как оно идет у слона и мыши. Слон живет около 60 лет, а мышь — 2—3 года. Эмбриональное развитие у мыши длится 21 день, а у слона жизнь до рождения продолжается 660 дней, почти два года. Первые стадии развития у них начинаются с одинаковой скоростью, а как по-разному заканчиваются: слоненок только рождается, а мышь к этому времени прожила почти всю жизнь. Может показаться, что биологическое время у мыши сразу же побежало быстрее, чем у слона, быстрее началось деление клеток и развитие закончилось раньше. Нет, оказывается, это не так. У мышонка и слоненка, если их так можно назвать на этой стадии, в первые 7 дней скорость клеточных делений одинаковая. Но для слона 7 дней развития из 660 почти ничего не значат, а для мыши это треть всего развития. Нужно представить, как надо после этого сконцентрировать время, чтобы за оставшиеся две недели был «готов» мышонок, способный самостоятельно жить. Возникает вопрос, почему же в первую неделю развития биологическое время у зародышей мыши и слона идет с одинаковой скоростью?

Ученые попытались разобраться. Оказалось, что в этот период у всех зародышей млекопитающих, за некоторым исключением, куда, возможно, попадает и человек, биологические часы работают без генной регуляции. Настрой ритмам задают механизмы, полученные еще во время созревания яйцеклетки.

Как только начинается органогенез, или строительство органов, снова заводится пружина биологических часов. Но теперь каждый завод делается с осторожностью и не до конца. Вся работа живых часов идет под контролем генетического аппарата.

А можно ли снять тормоз времени у взрослого организма и заставить жить его быстрее? Может быть, есть такие вещества, которые концентрируют биологическое время?

Вся опасность в этом случае сводится к нарушению биологических часов. Ускорение обмена веществ и деление кле