Юный Натуралист 1987-04, страница 27

Юный Натуралист 1987-04, страница 27

28

Этот поучительный природоохранительный феномен войдет в историю охраны природы как одна из лучших ее страниц.

И если не было бы Баргузинского заповедника, не было бы многих других заповедных территорий, не было бы вообще заповедного дела в том великом значении, которое ему придают теперь.

Такой опыт рационального природопользования и охраны природы показывает, что там, где люди заботятся о природе, она одаривает не только громадой материальных благ, но и непреходящими моральными ценностями. Усилия общества по предотвращению дальнейшей деградации природы, ее сохранению, восстановлению и обогащению начинают приносить плоды. Что сделано, делается и что нужно сделать, чтобы прекрасная природа Байкала жила и процветала в веках?

9 мая 1960 года Совет Министров РСФСР принял постановление «Об охране и использовании природных богатств в бассейне озера Байкал». В то время нужно было обеспечить охрану озера от загрязнения стоками промышленных предприятий, установить строгий режим охраны прибрежных лесов, усилить надзор за промыслом рыбы. В 1965 году начала работу Байкальская бассейновая инспекция.

21 января 1969 года постановление «О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Байкал» принял Совет Министров СССР. Вокруг всего озера создали водоохранную зону с особым режимом пользования природными ресурсами. Установили задания по разработке мер рационального лесопользования, расчистке рек от затонувшей древесины, охране и восстановлению рыбных запасов. В постановлении предусмотрен широкий комплекс мероприятий по охране всего бассейна Байкала.

Для проверки принятых решений была создана комиссия, в которую вошли ученые, специалисты, руководители и ответственные работники министерств и ведомств. Материалы комиссии легли в основу нового постановления партии и правительства от 16 июня 1971 года — «О дополнительных мерах по обеспечению рационального использования и сохранения природных богатств бассейна озера Байкал». Все эти правительст

венные документы стали главными охранными грамотами Байкала, результаты действия которых не замедлили сказаться.

Лимнологический институт АН СССР и другие научные учреждения проблемам охраны Байкала стали уделять больше внимания. Руководители хозяйственных организаций теперь внимательнее относятся к рекомендациям ученых, что облегчает решение природоохранительных задач.

Прекращен молевой сплав леса по байкальским рекам, проведена очистка их русел и берегов от затонувшей и потерянной древесины. Восстанавливается численность омуля, его громадные косяки снова рассекают байкальскую гладь и в положенные сроки в массе заходят в реки для икрометания. Под строгим научным контролем начат экспериментальный промысел омуля. На берегах озера и в устьях рек построены новые рыбо-разводные заводы.

Восстановлена численность байкальской нерпы. Если 15—20 лет назад она обитала в основном в средней и северной частях Байкала, то сейчас заселила и всю его южную котловину. Уже в нескольких километрах от Танхоя можно видеть много лежащих у ледяных лунок нерп. По данным биолога-охотоведа В. Д. Пастухова, ее численность в озере достигла 70 тысяч голов. Возрождаются нерпичьи лежбища. В тайге Прибайкалья давно восстановлена численность баргузинского соболя, и многие годы отсюда поступают тысячи его первоклассных шкурок. Значительно больше стало лося и марала.

В 1974 году президиум Центрального совета Всероссийского общества охраны природы (ВООП) образовал комиссию «по изучению и пропаганде вопросов охраны природы озера Байкал». Байкальская комиссия сосредоточила внимание на организации сети особо охраняемых природных территорий и объектов. Составлены и опубликованы проект формирования заповедных территорий и первый список природных достопримечательностей, заслуживающих особой охраны. На территории всех четырех филиалов будущего национального парка учреждены областные и республиканские заказники, которые созданы и в других районах побережья. Ряд наиболее выдающихся природных достопри-