Юный Натуралист 1987-11, страница 28

Юный Натуралист 1987-11, страница 28

26

тественные условия, то после первой же потасовки среди них определился лидер, которого остальные зверьки боялись. Они не выходили из своих убежищ, пока тот гулял. Драки прекратились. Все зверьки, особенно представители одного пола, строили свою активную жизнь так, чтобы реже попадаться друг другу на глаза. Выяснилось, что в подобных случаях огромное значение имеет опосредованное общение животных: по запахо-вым меткам многое можно узнать о своих соседях.

У кабарги специфических кожных желез, выделяющих различные секреты, много. По запаховым меткам, которые оленьки обычно оставляли на торчащих из земли прутиках и веточках, они отличали знакомых особей от незнакомых. Если же на их привычные места мечения экспериментатор наносил секрет желез, собранный от кабарожек, никогда не встречавшихся с «хозяином» метки, тот был очень недоволен и тут же вновь метил все свои прутики.

Кабарга — этот своеобразный азиатский оленек — до появления на Черного-ловской экспериментальной базе была мало изучена. Редко кому удавалось получить от кабарги потомство, хотя в странах Востока (Китае, Пакистане, Непале) их пытались разводить для получения очень ценной в восточной медицине и парфюмерии «кабарожьей струи» — секрета особых желез. Теперь известны многие стороны жизни этого оленька, а успехи в его разведении таковы, что стало возможным продавать кабаргу за границу.

Сотрудники базы многое делают для спасения и разведения редких видов млекопитающих.

Остров Медный, расположенный в Тихом океане недалеко от Камчатки,— одно из тех мест, где обитает интересный подвид песца, который год от года становится все малочисленнее. Встал вопрос о его спасении. В Черноголовку завезли группу этих зверьков и после санитарной обработки, а в некоторых случаях и лечения, медновские песцы были помещены в вольеры, где они теперь успешно размножаются. Со временем предполагается отвезти часть зверей обратно — на их родной остров Медный.

Сложная ситуация сложилась и с европейской норкой, которая исчезает по всему своему ареалу. Причины этого пока совершенно непонятны. Вместе с ленинградскими коллегами было решено создать искусственную популяцию европейской норки на Валаамских островах в Ладожском озере.

Самая напряженная пора — лето. Приезжают студенты, проходящие здесь практику и выполняющие курсовые работы. Приезжают и юные натуралисты, познающие азы ухода за животными и проведения экспериментов. Часто их помощь оказывается незаменимой, и многих из них сотрудники базы вспоминают с благодарностью.

У нас в гостях наш бывший Почемучка, а теперь сотрудник кафедры зоологии Ульяновского педагогического института О. В. Бородин. Он рассказывает о работе орнитолога.