Юный Натуралист 1988-01, страница 40

Юный Натуралист 1988-01, страница 40

39

§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§

АГАМА-ПУТЕШЕ-

СТВЕННИЦА

§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§

Приезжий ботаник поймал хоросанскую агаму. Различных агам у нас в стране много, а вот хоросанская редко встречается. Биология ее плохо изучена. Обитает она только в юго-восточной Туркмении, в Бадхызе. Поймал ученый агаму, только, видимо, рассудил, что городская квартира не станет агаме родным домом.

Перед отъездом отдал мне, попросил выпустить. Я обещал, но слова своего не сдержал. Исполнилось мое давнее и естественное для ученого желание понаблюдать за жизнью агамы вблизи. Со временем так привык к агаме, что было жаль с ней расставаться.

Агаме нравилось болтаться на занавеске. Днем она перемещалась на пол. Ляжет в солнечный лучик, пузиком прижмется к горячему пятнышку и застывает в блаженстве.

А вечером устраивалась на моем плече, когда я сидел за письменным столом. Правда, мне совсем не нравилось, когда она пыталась забраться повыше, больно царапая своими острыми когтями мой затылок. Если я читал, лежа в кровати, она удобно располагалась сверху на одеяле.

Кормил я ее в тазу, куда бросал саранчу. В момент кормежки она сидела рядом на скамеечке. Заметив жертву, она словно неопытный ныряльщик животом тяжело плюхалась в таз. Открыв пасть и вывалив свой толстый розовый язык, прижимала им саранчу и в несколько приемов заглатывала ее. Чтобы напоить агаму, я наливал воду на пол. Агама забегала впереди медленно текущей воды и припадала к лужице. Даже не заметно было, как она пила, словно сосала воду.

Иногда я выносил ее на улицу, но бдительно следил, чтобы она не убежала далеко от дома. Она была очень любопытна. Погонит ветром какую-нибудь бумажку — агама вдогонку.

Когда наступила зима, печка стала любимым местом агамы: она бегала по горячей плите, гони не гони, все равно будет скакать на прямых ногах, задрав свой колючий хвост. Иногда ложилась с краю плиты. Горячо! Все четыре лапы поднимает кверху: живот терпит, а лапам жарко. Блаженствует, от удовольствия закрывает глаза.

Пришло время собираться в отпуск. Зима. Куда девать агаму? Взять с собой? Пусть прокатится. На мир посмотрит. До Кушки на машине, до Ашхабада поездом, до Москвы на самолете.

Агама летит зайцем. Высоту переносит нор

мально, спокойно чувствует себя у меня за пазухой.

В Москве еду к товарищу. Он художник. Поселяемся в его просторной мастерской. Художник в восторге от агамы.

Весь вечер он возится с ней, разглядывает в различном освещении. Особенно эффектной кажется она ему сидящей на нежно красных туркменских гранатах на фоне темно-зеленого бархата. Кожура плодов прекрасно гармонирует с фактурой тела агамы.

Следующую остановку делаем в Ленинграде. Холодно. Еду на трамвае к зоопарку, навестить знакомых герпетологов. Агама поселяется в террариуме, я — у знакомых.

Оказывается, моя агама — самец уже довольно почтенного возраста. В чашке Петри ему подают жирных мучных червей, он с жадностью их поглощает, запивает обед водой. Изысканный стол. Живая пища и своя компания. Работникам серпентария агама пришлась по душе, и они уговаривают оставить ее, обещая ей райскую жизнь и научный уход.

Но мы едем дальше. Пересекли Полярный круг. Наверное, ни одна хоросанская агама не забиралась так далеко на Север. Через двое суток мы на месте, в квартире моих родителей.

В коридоре спит старый пес Акбар, который своим жалобным поскуливанием разбудил нас в одну из ночей. Три часа полярной ночи. Посреди коридора сидит агама, высоко задрав голову. К двери жмется собака. В ее охотничьей биографии бывали всякие встречи: доводилось вместе с хозяином спасаться бегством от медведя и улепетывать от рассерженной лосихи, но такое чудовище приходится видеть впервые. Долго не могли мы успокоить почтенного пса.

Кормлю агаму кусочками мяса, смоченными в яйце. Нанизываю мясо на нитку и волочу приманку по полу. Агама бежит за куском, догоняет, хватает, стаскивает с нитки.

Скоро отпуск подходит к концу, нам пора возвращаться в свой Кызыл-Джар. Туркмения встречает теплом, которого нам так не хватало.

Наступила весна. У меня новые постояльцы: самка длинноиглого ежа с тремя ежатами. Начинаю готовить агаму к возвращению в природу, усиленно откармливаю. Жалко, но когда-то все равно это необходимо сделать. В природе она еще долго проживет. Хотя никто не знает, как долог агамий век.

В. КРУПКО

ниншнннинттшнтнннитшийК:

МИНУТНОЕ ДЕЛО

§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§§

Кошка жила при котельной. Истопник Дмитрий Алексеевич любил ее. Но со стороны казалось, что кошка ему надоела и он ее не замечал. Читал ли он газету, говорил ли о чем-то с