Юный Натуралист 1988-03, страница 29

Юный Натуралист 1988-03, страница 29

27

и мороза, Антарктиде, вырабатывается специальный желудочный секрет, который и является пищей для малышей. Пингвинята кормятся им, пока не окрепнут и смогут питаться рыбным фаршем, приготовленным для них родителями, а затем и рыбой.

Вот что рассказала нам учитель биологии из поселка Танзыбей Красноярского края Н. А. Степанова.

ворон рассказал

Довелось мне однажды побывать на глухарином току. И было это так необычно и интересно, что я должна об этом рассказать. В марте вышла я на крыльцо своего дома и вдруг слышу — щелкнул глухарь, да так звонко, будто застучала весенняя капель. Оборачиваюсь — на тополе, что растет около дома, сидит взъерошенный ворон — и больше нигде никого. Щелчок повторился — еще более похожий на глухариный. Ага, значит, глухари начали токовать. Ночевали, наверное, обе птицы рядом — глухарь в кроне сосны, а ворон — на соседнем дереве. Ранним утром, когда других звуков еще не было, глухарь начал многократно повторять свое щелканье и карканье, не подозревая, что на соседнем дереве его слушает такой «прилежный» ученик.

Вороны легко приручаются. При общении с человеком проявляют немалую сообразительность, любопытство. Рассказывает наша Почемучка.

варька

Однажды мы подобрали раненого вороненка. Держали его в клетке для цыплят. Когда подносили еду, он громко кричал «вар-вар». Вот и прозвали его «Варька».

Поправилась Варька, подросла, стала совсем ручной. Мы решили отпустить ее на волю. Вот тут-то и начались ее проказы — она вылетала со двора и садилась

кому-нибудь из прохожих на голову. Каждый день она так путешествовала, побывала чуть ли не у всех жителей поселка в гостях, а к вечеру обязательно возвращалась к нам. Но однажды не вернулась, видно, в лес улетела.

Лена ИВАНОВА

п/о Слаушино Калининской области

А в лесу вороны нередко разбойничают — воруют из гнезд других птиц яйца или даже маленьких птенцов. Хорошо, если птица-мать вовремя поступит так, как это сделала самочка вяхиря, о которой рассказывает Виктор Платонович Приходько.

сообразительная голубка

Лесные голуби — вяхири или витюте-ни — опрятные птицы. Буровато-серые перья всегда приглажены, на шее белые пятна чистенькие, словно они каждый день с мылом умываются.

А вот гнездо смастерят — хуже в лесу не найдешь. Оно-то и на гнездо не похоже. Просто плоский настил из небрежно сложенных тонких веток. Снизу посмотришь— насквозь просвечивает. Ни от ветра, ни от дождя не спрячешься.

Когда я в первый раз увидел гнездо на ветке клена, подумал, что оно не достроено. Через три дня пришел — в нем уже лежало белое яйцо. Мне казалось, что оно там долго не пролежит. Или сам вяхирь столкнет, или ветром сдует.

Прилетела голубка, села в гнездо, сидит, не двигается, только вверх посматривает, а там на березе серая ворона примостилась. Ждет не дождется, когда голубка улетит подальше,— хочет яйцо украсть. Так и сидят, друг на друга косятся. У вороны первой терпения не хватило. Покружила над лесом и по своим делам куда-то отправилась.

Голубка взяла клювом лист — тот, что висел над гнездом. Подтянула его, придавила лапками. Потопталась на нем, оглядела со всех сторон. Зачем-то переложила с места на место прутик. Немного подежурила возле гнезда и улетела на