Юный Натуралист 1988-09, страница 22

Юный Натуралист 1988-09, страница 22

Рис. Г. Кованова

Дорогие Почемучки! Сентябрьская почта Клуба бывает особенно интересной. Миновало лето, но еще остались свежие впечатления от походов, поездок, наблюдений.

Некоторые ребята помогали взрослым: сельские девочки вместе с мамами ухаживали за коровами и телятами на фермах, мальчики работали с отцами или старшими братьями на полях. Есть среди Почемучек и те, кто участвовал в научной работе.

Вот что рассказывают два брата, живущие в Сюнт-Хасардагском заповеднике.

мы считали джейранов

В ушах гудит, шум вертолета заглушает разговоры, приходится кричать на ухо и обмениваться знаками. В вертолете Ми-8 тесно из-за двух запасных баков с

горючим. Идет авиаучет джейранов на острове Огурчинском. Вертолет летит зигзагами и так низко над землей, что можно разглядеть любой кустик. С каждого борта сидят по два учетчика и смотрят в иллюминаторы. Наш папа находится в кабине с пилотами на месте бортмеханика и учитывает джейранов, которых не видим мы. Нас тоже взяли на вертолет помогать, дали тетрадь для записи наблюдений.

Остров Огурчинский находится в Каспийском море в пятидесяти километрах от берега. Длиной он около тридцати, а шириной не больше двух километров. Остров песчаный, на нем растут пустынные растения, много кустарников. В северной его части расположен заброшенный рыбацкий поселок.

В 1982 году остров стал заказником, туда завезли 13 джейранов из Бадхыз-ского заповедника. И теперь ежегодно проводят авиаучет этих животных. Джейран занесен в Красную книгу СССР. На острове животные в безопасности, там нет ни браконьеров, ни хищников. Когда джейранов здесь станет больше, их начнут расселять в прежние места обитания. С вертолета мы видели много животных, и все они вели себя по-разному. Некоторые мечутся и убегают. Другие стоят и смотрят на пролетающий вертолет. После обработки наблюдений, сделанных во время нескольких полетов, узнали, что на острове больше 120 джейранов.

Антон и Иван КУЗНЕЦОВЫ

пос. Кара-Кала Туркменской ССР

Другой Почемучка, который живет на Урале, за лето успел столько, что и перечислить все дела трудно.

Был в лагере труда и отдыха, ездил в Ленинград, участвовал в сенокосе, придумал и провел операцию «Дупло»: изготовил и развесил на деревьях восемь искусственных гнездовий, высадил в лесу семена дикого пиона, вывел в садках бабочек из гусениц, все лето занимался поисками редких птиц своей местности, фотоохотой за насекомыми.

Обратите внимание, друзья, как требователен Саша к самому себе. Он не выбирал легких заданий, не ждал никаких подсказок, указаний. Ставил перед собой задачи, сам же их и выполнял. Ведь как часто встречаются в почте Клуба письма, где ребята сетуют на отсутствие кружков, помощи старших, хнычут, что не находят интересных дел.

Самое же главное заключается в том, что, помогая природе, Саша нашел свое призвание. Он хочет стать биологом.

Вот одно из наблюдений нашего активного Почемучки.

голубой наряд

Однажды я шел через торфяное болото и услышал непонятный звук, похожий на бульканье воды или отдаленный рев бензопилы. Поспешил на звук, пробираясь сквозь кусты. Дорогу пересекла большая торфяная яма, вода в которой кишела лягушками. Загадка была разгадана — «пели» лягушки. Я почти час просидел на краю ямы.

Лягушки были очень активны — быстро плавали, толкали друг друга, пели, широко раздувая резонаторы. Но самое удивительное то, что они были голубого цвета.

Я стал постоянно наблюдать за несколькими ямами, бывал здесь в разное время суток. Находил там и лягушек

21

«обычной» окраски. Позже установил, что это были самки.

Поверхность воды в ямах была покрыта комками икры, потом появились головастики, которые держались около пустых икринок.

Из-за поездки в лагерь труда и отдыха мне пришлось прервать наблюдения. Но интерес к лягушкам только возрос. Я начал искать данные о них в научной литературе.

Оказалось, что серебристо-голубая окраска свойственна самцам широко распространенного у нас вида — остромордой лягушки. Появляется она только в брачный период.

Александр ВИЛЕСОВ

с. Усть-Зула Пермской области

«Кто такие цикады?» — спрашивает Наташа Карпилина из города Сосново-борска Красноярского края.

Сибиряки мало знают этих насекомых. Но зато каждый, кто побывал в Крыму или на Кавказе, видел их или скорее всего слышал. Южная ночь наступает обычно внезапно, бывает очень темной и наполнена разными звуками — глухим кваканьем лягушек, песнями ночных птиц и неумолчным стрекотанием цикад. Вот об этих ночных «певцах» рассказывает наш гость биолог из Одесской области Олег Эразмович Ольшанский.

из жизни цикад

У цикад самый громкий голос среди насекомых. От них далеко отстали такие именитые «певцы», как сверчки и кузнечики. Звуковой аппарат цикад устроен по такому принципу: к паре выпуклых пластинок-цимбалов, находящихся на нижней стороне брюшка, подходят мощные мускулы. При сокращении и расслаблении этих мускулов выпуклые пластинки быстро распрямляются, издавая резкий звук. Усилению звука способствуют специальные резонирующие пластинки, а различные тональности создают в основном воздушные мешки, отделяющие цимбалы от внутренней полости брюшка. Не очень сложно, но эффективно.

У цикад поют только самцы. Очевидно, этим они привлекают самок, которые живут тихо и незаметно. После оплодотворения они откладывают яйца под кору тонких веточек или в черешки листьев.