Юный Натуралист 1988-09, страница 20

Юный Натуралист 1988-09, страница 20

18

Нефть разрушается, распадается на отдельные элементы. Микробы растут, размножаются, и новые полчища одноклеточных существ набрасываются на пищу.

Два лотка с водой, затянутые сверху пленкой нефти, находятся в одинаковых условиях. В один из них добавлены бактерии. Сначала лотки по внешнему виду ничем не различаются. Но уже через неделю в том, где находятся бактерии, пленка съеживается, края становятся неровными. Со временем кружевное пятно продолжает уменьшаться, убывать с краев. Невидимки уничтожают нефть.

Нефтеокисляющие микроорганизмы широко распространены по всей планете. Как и другие микробы, они очень выносливы и неприхотливы. Им не страшны жара и холод, колебания влажности и давления. До известных пределов, конечно. Много их и в океане, особенно в местах скопления нефти. Чем грязнее вода, тем лучше питательная среда, тем активнее растут и размножаются бактерии. Правда, в чрезмерно крепких растворах даже им не выжить — сказывается нехватка кислорода. По этой же причине они не могут проникнуть и внутрь нефтяного пятна. «Пасутся» с краев, где кислорода достаточно.

— А нельзя ли помочь невидимым спасателям улучшить и ускорить их работу? — спрашиваю я Алексея Борисовича.

— Именно к этому мы и стремимся. Главное преимущество биологических методов очистки в том, что они используют возможность самой природы.

Все начинается с селекции, отбора микроорганизмов, перерабатывающих углеводороды в естественных условиях. «Вылавливают» их из воды в тех районах, где впоследствии им и их сородичам предстоит работать. Морскую воду, как сквозь сито, пропускают через специальные фильтры, затем отсеивают все лишнее, ненужное. Это просто — достаточно поместить фильтр на питательную среду, в которую добавлена нефть. Она уничтожает все живое. Останутся только нефтеокисляющие микроорганизмы, из каждой клетки которых вскоре вырастает целая колония.

По численности и видовому составу разросшихся клеток можно судить и о загрязненности воды, из которой они взяты. Разработана даже специальная мето

дика контроля за чистотой воды с помощью микроорганизмов.

Обнаружить загрязнение очень важно, так как это помогает быстрее его ликвидировать. А спешить необходимо, особенно в северных морях, где из-за низких температур замедлены процессы самоочищения природы. Здесь животные и растения существуют в таких суровых условиях, что нефть, даже в небольшом количестве, может погубить все живое. Труднее в Арктике применять и обычные методы очистки — механические, химические. Льды и торосы, почти круглый год покрывающие моря, препятствуют быстрому продвижению судов-нефтесборщиков. А вот авиация в содружестве с биологией может быть очень полезной. Нужно только иметь в запасе достаточное количество микроскопических пожирателей нефти. Их-то и выращивают в лаборатории.

С микрофильтров бактерии переносят в пробирки или колбы. Колонии продолжают расти, множится количество клеток. Но этого еще очень мало. Выращивание ускоряют в специальном приборе, в ферментере. В этом своеобразном инкубаторе для микроорганизмов получают сотни килограммов биомассы — в зависимости от потребности. Затем препарат высушивают и хранят, как дрожжи, в холодильнике. А когда возникает необходимость, переносят в естественную среду, в ту самую воду, откуда были взяты клетки-родоначальники колоний. Попав в благоприятные условия, микробы оживают и включаются в работу.

Чаще всего делают смеси из клеток разных видов, воздействующих на различные участки углеводородной цепочки. Но все эти виды обитают в арктических морях. За их родоначальниками каждый год отправляются экспедиции в Заполярье. Иногда в них принимают участие и школьники — слушатели малого факультета технологического института.

Зачем же ездить так далеко? Разве нельзя добыть нефтеокисляющие бактерии поближе, например, в Неве или Ладоге? Нет, нельзя. То есть добыть можно — ведь и в Неве, и в Ладоге есть, к сожалению, нефтепродукты, а значит, и перерабатывающие их организмы. Но вряд ли им понравится климат северных морей. Там они будут хуже расти и раз