Юный Натуралист 1990-02, страница 2222 ний живут и поныне в народе! Например, вот такая история. 75-летний Егор Акимович Яковлев так поведал о событиях 1909 года возле деревни Коробово Андреевского уезда Смоленской губернии (запись М. Г. Быковой). Было ему в ту пору десять лет. Взял его с собой отец в лес в сумерки, чтобы увезти несколько вязанок дров, приготовленных для помещика. Выбрали одну на большой поляне, взяли. Но тут услышали шаги. Решили, что лесник, притаились. А на противоположную сторону поляны из лесу вышел кто-то — вроде человек, только ростом метра два с половиной. Раздет, волосат, лицо страшное. Поняли сразу оба, что перед ними лесовик. Отец пытался несколько раз перекрестить его трясущейся рукой, но это не помогло. Мальчик, стоявший за спиной отца, потянулся было рукой к топорищу, заткнутому за пояс сзади, но чудовище углядело это шевеление и угрожающе стало подступать. Долго они разглядывали друг друга. Отец пришел в себя и говорит: «Ежели ты добрый человек, то подходи к нам покурить, а ежели лесовик, то уходи поскорее». Тот в ответ что-то пробормотал невнятное и удалился. А отец с сыном поспешили домой. В семье у них все были здоровы, галлюцинациями никто не страдал. Образ лешего издавна привлекал исследователей. Ученые — этнографы, фольклористы — указывали на общность представлений о нем у многих народов мира. Русские этнографы систематизировали его описания — внешность, повадки. Есть две трактовки образа: первая— дух леса (романтическая), вторая — хозяин леса (бытовая). В той же Смоленской губернии крестьяне считали, что в каждом лесу живет свой лесовик, ему подчиняются животные, с ним можно договориться об охоте, что, кстати, охотники и делали. Люди допускают наличие рогов и копыт у лешего — все-таки ведь нечистый! Но как доходит дело до конкретного описания и уточнений, эти детали в рассказе свидетелей неизменно отпадают: вроде не замечали такого. Считается, что лешего можно задобрить, покормить. Новелла Мопассана «Ужас» написана под впечатлением рассказа И. Тургенева. Дело было в средней полосе России. Пережитый Тургеневым страх сме нился успокоенностью, когда пастушок отогнал кнутом преследовавшее его человекоподобное существо, покрытое волосами. Заметьте — не крестом и заговором, а кнутом. И объяснил при этом, что знает его и давно подкармливает... Но сказки сказками, а что за ними? Что говорят ученые? Долгое время официальная наука отмалчивалась. Потом молчать стало просто неудобно — нужно было отвечать на многочисленные вопросы. Одни из них — о неуловимости. Сколько очевидцев — и ни одного подлинного вещественного доказательства. Почему так? Вот что думает об этом кандидат биологических наук В. Сапунов, один из ленинградских криптобиологов. Исследуя фауну былых эпох, палеонтологи основываются на ископаемых остатках вымерших животных. Считается, что палеонтологическая летопись отражает историю животного мира. Но ведь летопись эта неполна! Действительно, какую долю вымерших животных мы откапываем? Наверное, ничтожную, ведь останки большинства животных в земле разлагаются, за тысячелетия исчезают бесследно. Например, в течение 5 тысяч лет на Среднем -Дону могли обитать 140 тысяч мамонтов, а участники Костен-ковской экспедиции Академии наук СССР нашли там останки едва ли сотни животных. Что же говорить о трудности поисков останков такой малой популяции, как реликтовые гоминоиды! Но почему до сих пор нет четкой фотографии живого гоминоида? М. Г. Быкова так отвечает на этот вопрос: — Наш герой — ночное животное. Многим кажется — достаточно соединить прибор ночного видения с фото- или кинокамерой, чтобы запечатлеть его. Но он появляется так внезапно. Вот если бы можно было установить аппаратуру у его «дома» загодя, как это делают при съемке гнезда совы или логова волка. Но «гнездовья» гоминоидов до сего дня никто не находил. Обнаруживали на Памире пещеры, где они иногда укрываются, находили в кукурузном поле подстилку из листьев. Однако специальной лежки, для изготовления которой нужны руки, а не лапы, никто не встречал. Мне, похоже, удалось найти убежища гоминоида (это ответ на вопрос Олега Разина из Череповца), но для исследования у людей нет ни специальных знаний, ни аппаратуры, ни навыков для орга |