Юный Натуралист 1991-02, страница 20

Юный Натуралист 1991-02, страница 20

18

«Моя мама потеряла старинную брошку с жемчугом. Мы с папой хотели купить ей новую, а она говорит, что такой жемчуг теперь не добывают. Почему?» — задает вопрос Jlapa Жаку-пова из Алма-Аты.

Отвечает Леонид Павлович Незлин, научный сотрудник Института биологии развития имени Н. К. Кольцова АН СССР.

речная жемчужница

На европейском Севере страны в холодных, быстрых кристально-чистых речках встречаются удивительные животные. Они называются европейская жемчужница. Жемчужницы — двустворчатый моллюск, который внешне очень напоминает беззубку, или перловицу. Живут они большими колониями, где на каждом квадратном метре реки можно насчитать до нескольких десятков штук. Моллюски сидят на дне реки, а точнее, в дне, зарывшись в грунт и выставив наружу задний конец тела с двумя сифонами. Через вводной сифон они втягивают воду, фильтруют из нее все съедобное и выбрасывают назад через выводной сифон. Чтобы прокормиться, каждый моллюск должен пропустить через себя не меньше чем 50 литров воды в сутки. Живет жемчужница очень долго — до ста двадцати лет. Так что самые старые из них сейчас «помнят» не только последнего русского царя Николая II, но и его отца Александра III.

Очень интересно, как развивается жемчужница. В специальных камерах внутри жабр у самки выводятся крошечные просто устроенные личинки, причем у каждой самки их нарождается от трех до четырех миллионов штук. Эти личинки называются глохидиями. Осенью, когда в северные реки на нерест приходят стада благородных лососей (это знаменитая красная рыба — семга), жемчужница выбрасывает личинок в воду. Чтобы выжить, глохидий должен попасть с током воды на жабры семги и прикрепиться к ним. Здесь он как паразит проживает некоторое время, будет расти и превращаться в маленькую жемчужницу и наконец отвалится от жабр, упадет на речное дно и начнет фильтровать воду. Но так повезет далеко не всем. Только один глохидий из миллиона, а то и меньше, превратится в моллюска, ос

тальные погибнут — или не зацепятся за рыбу, или рыба окажется не та.

Понятно, что без семги жемчужница не проживет. А как семга? Казалось бы, для нее никакой пользы, один вред — какие-то личинки в жабрах. Но почему же тогда в тех реках, где много жемчужницы, и семги значительно больше? Оказалось, что, прогоняя через себя воду, моллюски изумительно очищают ее. Сто тысяч жемчужниц за сутки убирают из воды пятьсот килограммов грязи! А для семги очень важна чистая вода. В мутной она просто не может нереститься. К тому же мальки семги, пестрята, между торчащими из дна раковинами жемчужниц прекрасно спасаются от врагов. Я это сам видел — едва к нему подплывешь, он нырнет в щель — и нету. Правда, есть реки с лососями без жемчужниц. Однако в таких реках лососей никогда не бывает много. Рек с жемчужницами и без лососей нет вовсе. Такая ситуация, когда два вида живут вместе и приносят пользу друг другу, называется симбиоз.

Теперь еще об одной и, пожалуй, самой интересной особенности жемчужницы. Внутри раковины образуется удивительной красоты жемчуг. Его называют «русским», «северным», «речным». Им украшали в древности оклады икон и знаки царского величия. Мелким жемчугом расшивали парадные одежды. Есть легенда о том, что посох Ивана Грозного был украшен уникальным северным жемчугом. Но посох не сохранился, как не сохранились до наших дней