Юный Натуралист 1992-02-03, страница 31

Юный Натуралист 1992-02-03, страница 31

может выжить в грязи, без еды и воды.

В маленькой клеточке сидят три здоровых льва. Ну ведь им тесно! Даже пройтись негде, жарко, языки высунули, так как нет воды, а еды тем более. А люди, стоящие возле клетки со львами, говорят: «О, какая большущая киса!» А никто и не подумает, как этой «большой» кисе тут живется. У всех почему-то радость в глазах, а чему радоваться, когда видишь перед собой зверя, который мучается, даже, можно сказать — умирает. Все равнодушны к этому.

А бедные медведи! Один бурый медведь вообще чуть не умирает, лежит и стонет. А волки! Одни ребра торчат. В общем, куда ни глянешь — одно убожество.

Поэтому я прошу вас, милая редакция, запретить эти кочующие зоопарки, так как это только одна мука для зверей. Вы бы только посмотрели на этих бедных животных, в их глазах — мольба о помощи. Так давайте им поможем и давайте, ребята, образуем общество защиты зверей в зоопарках. Зоопарки — одно лишь издевательство и больше ничего.

Наташа НИКОЛАЕНКО, г. Джамбул, Казахстан

Бедные белые медведи — сидят в железных клетках, жара 25 градусов, звери изнывают от зноя, воды попить негде. Орел даже крыльев поднять не может в своем пристанище. В грязи, в ужасных условиях лисы, песцы, волки. Неужели нельзя помочь бедным животным? Я написала о Московском передвижном зоопарке, который сейчас во Львове, такая же картина в Новосибирске.

Ира,

г. Львов

А вот строки из коллективного обращения юннатов и школьников г. Ростова-на-Дону и Батайска:

«Мы не против изучения многообразия животного и растительного мира, не против живых уголков. Но там не следует держать молодых, здоровых, свободолюбивых животных, способных к самостоятельному существованию.

Мы предлагаем оставить в зоопарках только тех животных, которые не могут самостоятельно, без человека жить в природе (больных, ущербных, декоративных), остальных нужно выпустить немедленно на свободу».

С этими письмами мы познакомили директора Московского зоопарка Владимира Владимировича СПИЦИНА.

Ему слово.

НЕ ТЮРЬМА И НЕ КАТОРГА

Однозначный, научно обоснованный факт: животные в зоопарках живут дольше, чем в естественных условиях. Нет врагов, корм не надо добывать... А качество жизни? Четкий индикатор благополучия — размножение животного. В зоопарках многие животные приносят потомство. В нашем, Московском, приносит приплод каждый пятый-четвертый вид, то есть в целом это где-то 220—230 видов.

О малых клетках, о тесноте можно говорить только по отношению к млекопитающим. Это, к сожалению, есть. Все мы и давно говорим, что зоопарку в таком большом городе, как Москва, нужно 200—300 гектаров (сейчас 16,5 гектара). Дефицит территории и в других зоопарках. Хотя с точки зрения биологии все необходимое есть, чему свидетельством тот факт, что и на маленькой территории животные у нас размножаются. Не остаются без потомства лошади Пржевальского, овцебыки, манулы, гепарды...