Костёр 1967-06, страница 13

Костёр 1967-06, страница 13

ЛЕТ

Первая советская художественная..

В начале 1919 года на стенах петроградских домов появились объявления: на Литейном проспекте в доме двадцать открыты курсы, задача которых «...дать возможность трудящемуся классу получить всесторонние знания в области искусств».

Некоторые прохожие злорадно смеялись — ишь ты, искусства захотели! Хлеба нет, керосина нет, а им искусство подавай!

А между тем, занятия в Первой Советской Художественной школе начались.

Нарком просвещения товарищ Луначарский прочел лекцию, а художник Шабловский объяснил, как держать в руках карандаш.

Первыми учениками были молодые рабочие и красногвардейцы. Их набралось не более пятидесяти. Их дни были заполнены работой. Но вечером они собирались на Литейном.

В наши дни коптилка — это музейная редкость, а тогда даже свечи были недостижимой мечтой. Шла в ход оберточная бумага, а огрызок карандаша служил всем, и каждый честно рисовал столько минут, сколько ему положено но уговору.

Часто они прямо из мастерской уходили в бой, ведь «революционное отечество в опасности». И бились до последнего патрона, и ветер разносил по полям кусочки бумаги — наброски карандашом, лица боевых друзей и подруг...

В Ленинграде, на площади Жертв революции, на одной из плит высечены имена тех, кто умер за народное дело. Там есть фамилии: Кутин, Раков, Сергеев, Дорофеев... Это ученики художественной школы.

Однажды А. В. Луначарский привел Шабловского к Владимиру Ильичу.

— Простите меня, — сказал Владимир Ильич, — я буду

краток. Я знаю, Ян Константинович, вы делаете прекрасное дело. Но сейчас нам нужно и кое-что другое. Мы в Совнаркоме решили перевести ряд предприятий из Питера на Урал — и необходимо срочно научить наиболее грамотных рабочих читать технические чертежи, так, чтобы они сумели сами разобрать станки здесь

ш

шИН

X'X-XvX: 52 :•:•:•:•:•:

v.-Й-Х-

:

ШшшВ

ш^шшА

ттшт

штт

шшшш

мттт

т

Ш№

« ■

.V.VV.

шт

Античная голова. Скульптура Володи Садикова

и собрать их на Урале. Вы должны нам помочь, Ян Константинович.

И Шабловский вместе со всеми учениками поехал на заводы, и там, прямо у станков, разъяснял рабочим чертежи.

Шли годы. Началась мирная жизнь. Школа уже была на Таврической улице, и у ворот дома № 35 все чаще и чаще стали появляться дети.

Шабловский за-

Все ребята любят рисовать, но этот мальчишка был грозой чистых стен. Дворники и жильцы только головами качали, глядя на его «художества». Стоило ему увидеть чистую стену, как невесть откуда в руке появлялся уголь, ну, а дальше вы сами знаете...

Однажды стал мальчишку за «творчеством». Тот было задал стрекача, но Ян Константинович знал, чем вернуть мальчишку. Он взял кусок угля и стал исправлять ошибки в рисунке. МальчиЩка удивился настолько, что перестал бояться, вернулся, походил вокруг да около,— а теперь его знают очень многие: это Владимир Александрович Гальба, известный художник — его рисунки вы можете увидеть и в этом номере «Костра». Гальба — выпускник Ленинградской Художественной школы.

Любите вы лукавого и доброго Василия Теркина? Помните его лицо по рисункам в книге? Тогда вам должен быть знаком и автор рисунков, художник Орест Верейский. Он тоже из ЛХШ.

Когда Ленинград девятьсот дней и ночей стоял насмерть— даже тогда на огонек, горевший в мастерской художественной школы, собирались люди. Опять они приходили, как в восемнадцатом, с пайками хлеба, с огрызком карандаша и клочком бумаги. И если кто-нибудь не приходил, то все знали — погиб в бою...

В феврале 1968 года, через три месяца после юбилея Великого Октября, отпразднует свое славное пятидесятилетие и Ленинградская Художественная школа.

2 «Костер» № S

Много-много людей, живописцев, графиков, конструкторов, чертежников, преподавателей рисования и просто любителей искусства благодарны ей.

Воспоминания Е. Шабловской, Р. Шуваевой, В. Гальбы записал наш корр. В. ШПолянский