Костёр 1967-06, страница 5

Костёр 1967-06, страница 5

«Надо было искать немедленно выход. И я решил оседлать коня и галопом — к большевикам».

Вот что в книге «Московская застава в 1917» рассказывает участник Великой Октябрьской социалистической революции Л. Хапни:

«Войдя в штаб, Хаджи-Мурат сказал: «Мы пришли, чтобы узнать правду о Петрограде. Возьмите по нашим кавказским обычаям наше оружие, мы пришли не с худыми мыслями», — и, прижав обеими руками к груди кинжал, Хаджи-Мурат с низким поклоном протянул его представителю штаба обо-р о н ы.

Выдержав паузу, представитель штаба ответил:

«Хаджи-Мурат, возьмите свое оружие. Мы верим, что вы пришли не с худыми мыслями. Мы верим, что текинцы идут вместе с русскими рабочими и солдатами: у народа нет больших врагов, чем помещики, фабриканты, заводчики и генералы. Возьмите свое оружие, оно пригодится вам в борьбе с врагами народа».

После этих слов Хаджи-Мурат снова прижал кинжал к груди и низко поклонился».

На следующий день к Московским воротам столицы подъехал отряд одетых в бурки, черкески и папахи воинов. Впереди гарцевал пышпоусый старший урядник. Это Хаджи-Мурат Дзарахохов привел в распоряжение революции триста пятьдесят всадников «Дикой дивизии».

Воины отряда Дзарахохова, несмотря на преследование их Временным правительством, обучали красногвардейцев военному делу, вместе с революционными матросами охраняли форт Красная Горка, приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании.

Сам Дзарахохов — он стал в эти дни коммунистом— командовал отрядом Красной Гвардии, участвовал во взятии Гатчинского дворца и пленении генерала Краснова. По заданию главнокомандующего Крыленко он с отрядом направился в район Могилева и подавил контрреволюционный мятеж, а затем, вернувшись в Петроград, воевал с белофиннами на Карельском перешейке.

Как взяли Сельцо

— Вот хорошо, что прибыли, — сказал комбриг, когда Хаджи-Мурат Дзарахохов доложил, что отряд в двадцать пять сабель прислан питерскими рабочими на Северный фронт. — Дел у нас много.

И рассказал о высадке англо-американо-французских войск в Мурманске и Архангельске, о их продвижении в глубь страны, стремлении через Котлас и Вятку соединиться с белоармиями Колчака.

— Надо во что бы то ни стало преградить им путь, — комбриг обвел на карте кружочком населенный пункт Сельцо.

...На вторые сутки небольшой отряд незаметно подошел к Сельцу.

3