Костёр 1968-09, страница 9

Костёр 1968-09, страница 9

— У нас такой порядок: всех задержанных без документов мы оставляем у себя до выяснения. Проверка займет не меньше двух недель. Но я не хочу вас так долго задерживать. Отдохните, сколько вам нужно, и можете идти.

Для нас это было совершенно неожиданно. Просто непонятно, что повлияло на решение инспектора. Скорее всего, он хотел показать, что может самостоятельно решать любые вопросы. На прощание инспектор дал нам совет на случай, если в пределах Славянского района нас снова задержат:

— Скажите любому полицейскому, что вас проверял инспектор, и вас отпустят. Только не забудьте назвать мою фамилию.

Фамилию мы запомнили. Но дальше решили идти по одному, чтобы не привлекать внимания. Перед расставанием Поляков сказал:

— Действовать группой нам больше не придется. Каждый должен найти партизан или подпольщиков и присоединиться к ним. Кто не сможет этого сделать — пусть переходит линию фронта и возвращается в штаб. Желаю всем удачи.

I

Днем пятого сентября я подходил к родному городу. С возвышенности уже хорошо был виден Краснодон. Что натворили здесь фашисты за полтора месяца? Живы ли родители? Где мои школьные товарищи?

Прохожих на улице было мало. Ни одного знакомого лица. Вдруг я увидел, как по безлюдной улице двое полицейских вели под конвоем человека со связанными за спиной руками. Кто он? Почему арестован? Провал или случайность? Что ждет его? Интересно, есть ли в городе подпольщики?

Едва я вошел во двор, сразу попал в объятия матери. А меня беспокоила мысль: как объяснить, что я вернулся домой один, без Сергея? По окончании учебы на спецкурсах мы с Сергеем на два дня приезжали в отпуск домой. Тогда каждый из нас сказал своим родителям, что на задание нас отправят вместе. А возвратился-то я один.

К тому времени я был почти уверен, что Сергей погиб при выходе из окружения. Но об этом ни своим, ни его родителям сказать не имел права. На всякий случай я придумал историю о том, как меня и Сергея направили на фронт в разные воинские части. Я будто бы с группой бойцов попал в плен, а потом сбежал, а Сергей продолжает сражаться в другой части. И я не стал ждать, когда меня спросят о Сергее. Решил заговорить об этом первым. Я уже открыл рот, чтобы рассказать придуманную историю, как услышал слова матери:

— Мы тебя третий день ждем. Я уж замучила Сережу вопросами, почему тебя так долго нет.

Оказывается, Сергей не только жив, но и на три дня раньше меня пришел в Краснодон. Он тоже благополучно вышел из окружения!

Сергей успел разобраться в обстановке. Он рассказал, что в городе есть гестапо, из местных предателей создана полиция. Оккупан-

I

#

тами арестована и расстреляна группа шахтеров. Но, несмотря ни на что, в городе действуют патриоты. Они совершили несколько диверсий, распространяют листовки.

В городе много наших школьных товарищей. Ребята уходили на восток, чтобы избежать оккупации. Но немецкие механизированные войска двигались быстрее, чем колонны эвакуированных. В итоге большинству краснодонцев пришлось вернуться в свой родной город, в котором уже хозяйничали оккупанты.

Мы с Сергеем решили пока из Краснодона не уходить, так как надеялись установить связь с партизанами или подпольщиками. Легко сказать: установить связь. А как это сделать?

Во всяком случае, не сидеть и ждать.

Первым навестили Жору Арутюнянца. Почти все школьные годы, за исключением небольшого перерыва, мы с ним учились вместе, дружили. Жора — высокий юноша с типичной для выходца из Армении внешностью. Но говорил он по-русски без акцента. Увлекался литературой, музыкой. Много читал.

Встретились дружески. Жора не стал ни о чем расспрашивать. Он сразу предложил сходить к Ивану Земнухову. Для нас Земну-хов был старшим, он на год раньше нас окончил десятилетку. Мечтал стать юристом. Но личным планам помешала война.

Ивана Земнухова мы нашли в городском парке. Он сидел с двумя парнями и о чем-то беседовал. После теплых приветствий Иван представил своих собеседников. Одного из них — Володю Осьмухина, худощавого энергичного паренька—я знал давно. Другого видел впервые.

— Борис Главан, — назвал себя одетый в спортивную куртку парень.

Позже я узнал, что Борис Главан, молдаванин по национальности, появился в Краснодоне сравнительно недавно. Родился он и

7

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Ребенок рождается с открытой спиной

Близкие к этой страницы