Костёр 1972-01, страница 48

Костёр 1972-01, страница 48

ОТВЕЧАЕМ НА ТВОЙ ВОПРОС

Рисунок О. Зуева

Дорогой «Костер»! Я хочу писать, быть журналистом. Когда куда-нибудь уезжаю, пишу дневник или еще что-нибудь вроде этого. Но как выбрать, о чем писать, как найти свою тему?...

JIapa Ткаченко, Ленинград

Здравствуй, Лара!

Ты мечтаешь стать журналистом? Представь себе, и я задумался впервые об этом, когда учился в школе.

Стояла осень сорок второго года. Трудная была пора — враг наступал, под Сталинградом и в самом городе шли бои. А у нас, в далекой Сибири, лишь из газет узнавали подробности большой битвы. Вот тогда-то я и начал каждый день читать газеты. И почти в каждом номере находил статьи Ильи Эренбурга. Какие это были статьи! Честные, прямые, острые. Всю силу своей ненависти к фашизму перелил Эренбург в огненные строки:

«Боец, помни, кто перед тобой... Боец, помни, кто позади тебя... Позади тебя дышит живая Россия. Зреют колосья нашего урожая. Дышат трубы наших заводов. Но теперь важен каждый шаг. Но теперь важен каждый час. Можно спасти Родину — здесь, на этом рубеже!»

Потом, много позже я узнал, что эти статьи читали бойцам перед боем.

Через несколько лет в мою жизнь вошло еще одно имя — журналиста Михаила Кольцова. Он писал в двадцатые-тридцатые годы. Его очерки и фельетоны чаще всего печатала «Правда». О чем писал Кольцов? О пятилетке, о первых советских самолетах, о спасении челюскинцев. И не только писал. Он спешил туда, где опасно, где нужно личное мужество. Так Михаил Кольцов поехал в Испанию в 1936 году, стал участником первой схватки с фашизмом...

В последние годы я написал две книги: одну — об Илье Эренбурге, другую — о Михаиле Кольцове. Этими книгами я хотел ответить на вопрос — «Что значит быть журналистом».

Из твоего письма, Лара, я понял, что труднее всего тебе выбирать тему. Это, по-моему, всегда зависит прежде всего от самого человека, от пишущего. Вокруг нас много интересного. Но, чтобы о чем-то писать, нужно много знать. Михаил Светлов, автор знаменитой «Гренады», как-то сказал, что поэту приходится за каждую поэтическую строку платить всей жизнью. Так и журналисту. У него должны быть глубокие жизненные интересы. Он не турист, не соглядатай. Он участник происходящих событий. «Действующее лицо», как любил говорить Кольцов... Ты пока что учишься, это твое главное дело и, наверное, сейчас лучше всего сможешь написать именно об этом. О том, что знаешь.

И, наконец, последнее. Как стать журналистом. Ну, прежде всего, конечно, нужно иметь природные способности. Это как в музыке — тому, у кого нет слуха, нелегко научиться играть на скрипке. Правда, способности можно развить. Но университеты, факультеты журналистики лишь помогают овладеть определенными навыками.

Во второй половине двадцатого века журналистам стали требоваться специальные знания — в области науки, техники. Подумай, разве плохо, например, изучить биологию или медицину, а потом стать журналистом, который пишет о проблемах науки с полным знанием дела. Так пишет о физиках инженер и писатель Даниил Гранин, так писал о деревне агроном и писатель Валентин Овечкин.

Тебе самой, Лариса, предстоит выбор. Никто его за тебя не сделает. Только не придумывай никаких тем. Они придут сами, когда шире станет круг твоих интересов.

Хорошего тебе.

Дружески — Александр Рубашкин, писатель и журналист

(J)