Костёр 1972-01, страница 49

Костёр 1972-01, страница 49

Эрмитаж — сокровищница мирового искусства, это всем известно. Но сегодня речь идет » «Я не об уникальных полотнах.

Вместе с заместителем директора Эрмитажа по научной части Виталием Александровичем Сусловым поднимаемся по широченной Иорданской лестнице. Сверкающее золото. Белоснежный мрамор. Мы восхищаемся: «Какая здесь чистота!»

— Что вы! Это только кажется! — машет руками Виталий Александрович.

Он опускает тоненькую кисточку на дно высокой узкой античной вазы и хмурится. Берет увеличительное стекло и наводит его на трещинки старого холста. Отодвигает в сторону тяжелую раму и огорченно качает головой.

Понятие «музейной чистоты» совсем особое.

J/щ.

If}

ЭРМИТАЖ УМЫВАЕТСЯ

\

НАДО ЛИ МЫТЬ ПОСУДУ?

Конечно, интересно увидеть, какие великолепные вещи умели делать люди двадцать веков назад, но все-таки лучше бы показывать их в музее чистыми.

Несколько лет искала химик Эрмитажа Нина Григорьевна Герасимова, чем мыть древнее стекло. Наконец, нашла состав. И оказалось все довольно просто. Надо мыть спиртом, разведенным водой. Спирт микробы убивает, но раствор не так крепок, чтобы повредить старое стекло.

Вот видите, посуду всегда надо мыть. Даже античную.

Когда-то давным-давно, может быть, две тысячи лет назад, сделал мастер чашу из стекла. Сверкала прозрачная чаша в лучах античного солнца, радовала людей своей красотой.

Но за две тысячи лет многое с ней произошло. Она уцелела, не разбилась, но оказалась в конце концов глубоко под землей. Когда ученые-ар-хеологи, наконец, нашли и осторожно выкопали ее, чаша уже не была сверкающей и прозрачной. Посуда за один день пачкается, а тут столько веков. Вот бы помыть ее, с мылом, горячей водой!.. Да нет, ни в коем случае нельзя, погибнет чаша.

Ученые и дышать боялись на это античное стекло. Обмахнут только, бывало, едва касаясь, пушистыми кисточками, так и выставят в музее. И, представьте, все любуются.

МОНЕТА В КОРОБОЧКЕ

Семь лет назад химики Эрмитажа начали такой опыт. Они приготовили две застекленные коробочки и положили в каждую из них несколько блестящих серебряных монет. Монеты были одинаковые, коробочки — тоже, только в одной