Костёр 1972-04, страница 44

Костёр 1972-04, страница 44

толком. Над головой слона — окошко без стекла, дело было летом. Мальчишки узнали, кто стоит за окном. Каким-то образом они взбирались по стенке, заглядывали внутрь и улюлюкали. Слону, видимо, это изрядно надоело, и он стал хоботом срывать с мальчишек шапки. Такую картину застал однажды пришедший служитель, а потом за стойлом обнаружил с десяток разных кепок и тюбетеек...

В другом цирке слон ночью умудрился разобрать дощатую перегородку. Делал он это настолько осторожно и тихо, что не разбудил спящего рядом служителя.

Как-то в Баку слон французского артиста Медрано был привязан так, что мимо слоновника проходил всякий, кто направлялся в артистический буфет. Невдалеке от стойла находился ларь, наполненный овсом. Слон это знал и никому не давал пройти мимо без выкупа — горсти овса. Поступал он на редкость деликатно. Сперва хоботом, как шлагбаумом, перекрывал дорогу, а потом аккуратно подталкивал задержанного к ларю.

Но есть у слонов и совсем не благодушное качество — злопамятность. Они могут долго скрывать обиду, а затем однажды отомстить.

Помню такой трагический случай.

В Москве в программе со мной работал немецкий артист — мулат Буркет. У него была группа слонов. За слонами гастролера ухаживал прибывший с ним служитель. Говорили, что это злой человек, жестоко обращается с животными и что Буркет им недоволен.

Как-то раз, после представления этот служитель, крепко выпив, решил прикорнуть на сене в слоновнике. Вскоре после того, как в цирке все стихло, конюх, дежуривший неподалеку, услышал душераздирающий крик. Кинувшись в слоновник, он увидел страшную картину: один из слонов обвил и сжал хоботом своего обидчика. Служитель уже был без дыхания. Буркет потом говорил, что не раз предупреждал погибшего: со слонами шутить опасно.

Знал я и другой, примерно такой же случай, но тогда дело окончилось лучше. Поваляв своего обидчика на полу и, таким образом, наказав его за грубость, слон отпустил несчастного.

Когда слон получает удар за дело, он это понимает, но часто начинает реветь, как наказанный ребенок. Если он ревет сильно, его немедленно поддерживает вся группа, и рев их тогда слышен на несколько кварталов.

Безобидные собачки — и те требуют индивидуального подхода и внимания. Есть среди них очень способные, есть тупые. Есть удивительно старательные, есть предельно ленивые. И дрессировщику не легко добиться такой слаженности, чтобы зрителям казалось, будто все четвероногие артисты работают на манеже легко и непринужденно!

Раз как-то жители Ленинграда были поражены: по Невскому проспекту катился мотоцикл с медведем за рулем и человеком в коляске. Медведь соблюдал правила уличного движения, и у милиционеров-регулиров-щиков не было никаких оснований задерживать мотоцикл. Вел машину медведь Валентина Филатова, а в коляске сидел сам дрессировщик, которому вздумалось со своим другом проехаться по городу. Ради рекламы, — сказал бы любой человек на Западе. Ради любопытства и некоторого циркового озорства, — сказал бы я. Ведь все билеты на представление медвежьего цирка Филатова были проданы на месяц вперед.

Представления эти поразительны. Тут и в самом деле уже не аттракцион, а целый цирк. Медведи стоят на передних лапах. Лежа на спине, как заправские эквилибристы, перебрасывают бочки и крутят «сигару» — палку с зажженными на концах факелами. Потом, словно настоящие гимнасты, взбираются по двум ничем не за

крепленным лестницам. Очень смешно танцуют. Демонстрируют медвежий бокс. Медвежата разъезжают по арене на детских самокатах. Упадет самокат, мишка поднимает его и едет дальше вдогонку за другими.

Но гвоздь номера — катанье на двухколесных мотоциклах. Медведи соблюдают осторожность. Красный свет — стоп! Зеленый — путь свободный. Поехали дальше!.. Тухнет свет в цирке, и медведи сами зажигают фары. Словом — чудеса да и только!

Медведи Филатова до того искусны, что порой кое у кого вызывают подозрение. Уж не обман ли тут?!

Такое, к примеру, произошло в Японии. В Токийский цирк на представление пришел один из хозяев известной фирмы, производящей мотоциклы «Тихацу».

Легенды о филатовских чудесах дошли до него, и недоверчивый японец явился сам, уверенный: тут что-то не так. Владелец фирмы и его спутники предположили, что на мотоциклах разъезжают люди, одетые в медвежьи шкуры. После спектакля Филатов пригласил японцев за кулисы и предложил им убедиться в том, что медведи что ни на есть настоящие.

— Медведи — да, — согласились гости, — но, видимо, у вас особые мотоциклы. Или они так запрограммированы, или управляются по радио из-за кулис. Мы бы хотели, чтобы ваши мишки проделали то же самое на мотоциклах нашей фирмы. Разрешите вам подарить несколько машин... ,

Валентин Филатов согласился. Прошло три дня, и медведи, освоив новую технику, уже катались по манежу на новеньких японских мотоциклах. Представители фирмы обследовали машины и убедились, что это те самые, которые были доставлены Филатову и что никаких приспособлений к ним не добавлено — и признали себя побежденными. Впрочем, фирма, как и следовало ожидать, не прогадала. Более удачной рекламы для нее нельзя было придумать.

Понятно, что лучший водитель из филатовской школы мог проехать по Невскому. Что касается дрессировщика, то он сидел в коляске, так как надо было, конечно, медведя подстраховать.

Таких «чудес» Валентин Иванович добился только многолетним трудом и титанической настойчивостью.

Я познакомился с Валей Филатовым в 1931 году. Был он одиннадцатилетним мальчиком, уже тогда влюбленным в животных и мечтавшем посвятить себя их дрессировке, как и его отец — известный дрессировщик Иван Лазаревич Филатов. В те времена Валентин выступал еще только как акробат. Но любовь к зверям заставила его перейти в ассистенты к известному дрессировщику животных, а позже прославленному главе номера «Слоны и танцовщицы» Александру Николаевичу Корнилову. Работая у Корнилова, Филатов приглядывался к зверям. Особую симпатию у юноши вызывали косолапые. Им он и посвятил свою артистическую жизнь.

Снова мы встретились уже после войны. Кажется, в первый мирный год Филатов приехал в Ленинград с двумя медвежатами. Это были довольно крупныэ звери — в том возрасте, когда работать с ними уже небезопасно. А молодой Филатов справлялся с медведями легко. Они ходили по манежу на задних лапах и катались на велосипедах. Притом не по настилу, а по ковру, что гораздо труднее.

Уже тогда Валентин Иванович стал увеличивать свою «труппу». Он покупал у охотников совсем маленьких медвежат, с которыми занимался как нянька, кормил из соски, ухаживал. Эти малые «дети» Филатова были баловнями за кулисами цирка. Многие артистки, с разрешения дрессировщика, подолгу возились с мишут-ками.

Меня всегда поражала работоспособность Филатова. Он репетировал со своими мишками день и ночь.

42

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Слон
  2. Злой медведь

Близкие к этой страницы