Костёр 1972-10, страница 26

Костёр 1972-10, страница 26

в старом

О ОРМОЕ

ж

В. Ьлохина, Л. Либерийская Рисунки А. Гетманского

1.

Приехав в 1896 году в Нижний Новгород, Алексей Максимович Горький сообщил в одном из писем к жене:

«Завтра я не пишу тебе — уезжаю в Сормово осматривать завод».

Алексей Максимович давно и хорошо знал Сормово. В семидесятых годах, маленьким мальчиком жил он здесь с матерью, отчимом и бабушкой. И на всю жизнь, отчетливо, как запоминается только в детстве, сохранились в памяти черные, уходящие в небо, трубы завода, дымившие густо и кудряво, зимний ветер, разносивший дым по всему селу, и жирный запах гари, наполнявший холодные неуютные комнаты. А по утрам волчий вой гудка: «Хвоу, оу, оу-у...»

Мальчиком влезал он на деревянную лавку, и в верхние стекла окна, через низкие крыши, видел освещенные фонарями заводские ворота, поглощающие множество людей, кажущихся маленькими-маленькими по сравнению с огромным заводом... И еще ему запомнилось небо, серое, плоское. Вечером, когда над заводом колебалось мутно-красное зарево, было похоже, что трубы поднимаются не от земли к небу, а опускаются на землю с неба из дымного облака, дышат, воют, гудят...

Сормово расположено неподалеку от Нижнего Новгорода. В старину местность здесь была лесистая; водилось много медведей, волков, лисиц. Охота и лесное пчеловодство — вот основной промысел сормовичей в прошлом.

В 1848 году приехал в Сормово из глухих сибирских лесов отставной поручик Бенардаки,

Отрывок из книги «Горький в родном городе», подготовленной к печати в издательстве «Детская литература».

грек по национальности, выходец с острова Крита. Его привели в Россию поиски счастья. После войны с Наполеоном по всем европейским странам ходили легенды о несметных российских богатствах.

Бенардаки, приехав в Россию, в двадцатых годах поступил на военную службу. Дослужившись до чина поручика, он вышел в отставку и занялся коммерцией. Вот где открылся его истинный талант.

Бенардаки мотался по России, покупал, продавал, наживался. Торговал хлебом, кожами, салом, строил фабрики, заводы, открыл золотые прииски в Сибири. Прошло двадцать лет, и у Бенардаки уже были собственные заводы на Урале и в Вологде. Огромный кожевенный завод в Петербурге. Железоделательный — в Калужской губернии. Содовый завод и рыбные промыслы в Астрахани. К середине сороковых годов Бенардаки — крупнейший предприниматель России, золотопромышленник, миллионер. Для своего времени это был просвещенный человек. Он дружил с писателями, художниками, учеными, но превыше всего для него была нажива. Николай Васильевич Гоголь изобразил его во втором томе «Мертвых душ» под именем Ко-станжогло, у которого фабрики «как грибы растут».

В Сормово Бенардаки приехал с намерением построить здесь большой металлургический завод.

Место было выбрано весьма удачно: в десяти верстах большой торговый город — Нижний Новгород. В соседних уездах — в изобилии квалифицированная рабочая сила: в Семеновском уезде — плотники, в Павловском — металлисты. Две реки — Ока и Волга, — легко и сырье доставлять и отправлять готовую продукцию. Под боком нижегородская ярмарка, славившаяся на весь мир. Чего еще желать!

Бенардаки медлить не любил. В 1849 году заложено было сразу одиннадцать заводских корпусов. Завод строился стремительно, и в 1850 году выпустил первое паровое судно «Аасточка» и большой пароход «Астрахань».

В Сормово прибыли из Бельгии инженеры, мастера и высококвалифицированные рабочие. Для работы на новом заводе Бенардаки вывез из Сибири двадцать крепостных семей. Но основную массу рабочих составили сормовичи и жители окрестных деревень.

На заводе появился прокатный цех, затем мартеновская печь.

В 1871 году Сормовский завод впервые в России выпустил двухэтажный пассажирский пароход американского типа. Подобные пароходы в то время плавали лишь по реке Миссисипи в Северной Америке. Роскошные каюты с паровым отоплением и водопроводом, широкая крытая терраса, великолепный салон, украшенный перламутровыми инкрустациями работы английских фаянсовых заводов. Взойдешь на такой па

24