Костёр 1972-12, страница 22

Костёр 1972-12, страница 22

МОРСКдя

газета

Выходит под редакцией

капитана второго ранга С Сахарнова

Оформление Р. Попова

Год издания 16-й

Этот номер «Морской газеты» тоже был сделан в путешествии. Вы скажете: «Какое же море в горах?» А посмотрите-ка на карту. На двести километров тянется прибрежная полоса, которой Дагестан выходит к Каспийскому морю. На север взглянешь — порт Махачкала — десятки кораблей. А самому порту двести с лишним лет. Еще Петр Первый положил на берегу камень, отметил место, где быть Форту Петровску (так раньше Махачкала называлась). На юг посмотришь — Дербент, старинный портовый город, да что там старинный, стариннейший; Петербург ещё только начинал строиться, а Дербент уже старик был, полторы тысячи лет ему было...

В горах Дагестана вырос герой-подводник Магомед Гаджиев, а в горах Северной Осетии — знаменитый советский адмирал Головко. В горных аулах ребята рисуют море и кораблики. А суда Дагестанского рыбного флота ловят вкусную рыбу для всего Советского Союза. А вы говорите: *Какое море в горах?»

брался, а Магомед уже в Буйнакске, на матроса учится. Я в Буйнакск, а он уже в Ленинграде, в военно-морском училище... Так я его все время словно бы догонял. Я в Ленинград — учиться, а он уже на Тихом океане! Командует «щукой», подлодкой. Я тоже после училища на Тихий океан был направлен, а Магомед как раз на Северный флот уходил. Распрощались мы с ним на причале, можно сказать. А в сорок первом узнал я о его подвиге. Случилось это у норвежских берегов. Гаджиев командовал подлодкой. Встретил он в море фашистский транспорт и три корабля охранения.

Как полагается, послал торпеды в транспорт, потопил. Фашисты забросали его глубинными бомбами. И тогда Магомед всплыл неожиданно для фашистов и начал с ними артиллерийскую дуэль. Снарядами из пушки поджег один сторожевик, расстрелял другой. А третий, увидев все это, скрылся с поля боя, бежал...

Вот какой смелый человек был наш Магомед Гаджиев...

В порту Махачкала даже названия кораблей напоминают о том, что в Дагестане много разных национальностей. Что ни название корабля, то название народности. Вот идет тепло-ходик, название его — «Даргинец». Если на карту Дагестана посмотреть, даргинцы в горных ауЪах Андийского хребта живут... А вот «Кумык» швартуется. Кумыки севернее живут, в предгорье... А вот разворачивается к выходу морской буксир «Аварец» и рядом «Лакец» машины пробует. Лакцы и аварцы — самые высокогорные жители Дагестана...

А это что за гудки? Это на подходе к порту теплоход «Бакинец». Ну, а где Баку, вы и сами знаете. Это уже в Азербайджане.

К ДАГЕСТАНЦАМ В ГОСТИ

И ВДРУГ ИЗ-ЗА ПОВОРОТА

(см. дневник Бородача на стр. 17)

ПОКАЗАЛИСЬ ИХТИАНДРЫ

ГЕРОЙ-ПОДВОДНИК

О знаменитом подводнике Герое Советского Союза Магомеде Имадут-диновиче Гаджиеве рассказывает капитан-наставник порта Махачкала Алим Махмудович Таркнаев.

— Магомед Гаджиев о море мечтал с детства. Росли мы с ним в одном ауле Кумух, высоко в горах. Магомед был старше меня и первым уехал к морю в Махачкалу. Только я с гор до махачкалинского порта до-

Схлынула волна, и в водоворотах пены заблестели черные, странные тела. Марсиане не марсиане, морские существа неведомые, что ли?

КОМАНДОР, решивший отдохнуть немножко от интервью и прочих трудов на пустынном пляже, в ответ на такое явление природы подхватил полотенце и приударил от берега подальше.

А дело оказалось очень простым. Ребята из морского клуба ДОСААФ города Каспийска проводили морской десант. За старшего у них — специалист-водолаз Николай Рукельский. Он их обучает подводной стрельбе, выходу из-под воды на ориентиры и еще многому другому. Так что не пугайтесь, КОМАНДОР. Эти ребята — ихтиандры из Каспийска.