Костёр 1976-01, страница 4

Костёр 1976-01, страница 4

— Профессия токаря тоже требует таланта, так же как и профессия актера. Но профессия актера имеет много поклонников, а наша, токарная, и при таланте имеет поклонников меньше. Я думаю, что это временное явление. Без токаря, без фрезеровщика, без сталевара невозможны ни полеты в космос, ни открытия в области техники.

В нашем механическом цехе на видном месте висит плакат, на котором большими буквами написаны слова Горького: «Надо любить то, что ты делаешь, тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества». Я перечитываю эти мудрые строки и непроизвольно поворачиваюсь в сторону фрезерного участка, где работает мой товарищ Петр Павлович Веревкин. Не о нем ли эти слова? Разработанный им способ обработки ножей к машинам для резки высокопрочных арматурных сталей получил широкое распространение. Среди фрезеровщиков появилось даже выражение «веревкинская

технология».

На международной выставке, проходившей за рубежом, инженер нашего завода Роберт Карлович Путрайм давал пояснения к советским экспонатам. Один из иностранных предпринимателей, прочитав информационный проспект о пневмопробойнике, который прокладывает в земле кабели, сказал: «Не может быть, чтобы все, что здесь написано, — правда! Невозможно заставить «механического крота» проложить канал внутри насыпи и выйти точно в определенное место. Он все равно где-нибудь наткнется на препятствие и отклонится от курса».

Роберт очень волновался, когда устанавливал в траншее «крота» — ведь большого опыта обращения с машиной у него нё было. Каково же было изумление всех присутствующих, когда рукотворный землекоп пробуравил несколько десятков метров и вышел в нескольких сантиметрах от центра круга, который нарисовал тот самый скептик!

Аппарат угодил в самое «яблочко»!

А вот еще пример. Во Франции у одного из фермеров заболел сын.

Врачам удалось его спасти только благодаря тому, что им доставили советский аппарат для сшивания сосудов, который в это время демонстрировался в советском разделе выставки.

И пневмопробойник, и медицинский аппарат были созданы руками советских рабочих. Сделаны они были талантливо.

— Часто ребята говорят: «Зачем токарю образование! Придешь на завод — там и научишься», Евгений Николаевич, что вы думаете об этом!

— Достаточно посмотреть справочник токаря, чтобы убедиться, что неграмотному человеку на токарнрм станке теперь работать невозможно. В крайнем случае будешь «вкалывать» на таком оборудовании, где делают самую простенькую работу. Сейчас на предприятиях огромное количество очень сложных станков.

И все же, когда я выступаю перед школьниками, никогда не рассказываю им, что придет такое время, когда у токарного станка ты будешь стоять и держать руки в карманах, а все остальное за тебя будут делать механизмы. Я думаю, что это время еще наступит не скоро. Говоря ребятам о своей профессии, я говорю о трудностях. Не хочу обманывать. Рабочий — нелегкая профессия. Да и не бывает легких профессий. Когда стоишь за станком, руки обжигает стружка и рубашка бывает потная. Но там, где трудно, там ведь интересно! Недаром знаменитый московский рабочий Ермилов назвал свою книгу «Счастье трудных дорог». А мы, взрослые, хотим, чтобы наши дети были счастливы. Дороги к счастью идут через работу.

Больше десяти лет на нашем заводе существует школьный участок, на котором учащиеся трех школ овладевают основами рабочих знаний. Это не

игра в работу, а все по-настоя-щему, все взаправдашнее: у ребят есть план, доска почета, оплата труда. Школьники выпускают очень нужные детали, из которых собирают строительные машины. И мы заметили: ребята, затевая на своих комсомольских собраниях обсуждение чего-либо, перенимают нашу, рабочую, требовательность к себе и к товарищам. И при этом чувствуют и коллективную ответствен

ность, привыкают к самостоятельности, к уважению друг друга.

Вот что значит — рабочий коллектив!

— Наша страна вступила в новую, десятую пятилетку, которая будет пятилеткой качества. Какое значение придает-ся качеству в рабочем коллективе!

— Уважающий себя рабочий человек может трудиться прекрасно, может хорошо, но для него совершенно неприемлема плохая работа.

Настоящий советский рабочий понимает: он не просто токарь, слесарь или фрезеровщик — он строитель. Строитель новой жизни, нового, коммунистического общества. Быть передовиком пятилетки — значит быть ударником строительства коммунизма. Заботы десятой пятилетки во многом лягут на плечи молодого поколения. Каким будет будущее, зависит и от каждого из ребят, которые еще учатся. Их выбор жизненного пути тоже будет решать судьбу пятилетки.

Но, пожалуйста, не подумайте, что я хочу, чтобы многие сегодняшние школьники обязательно стали токарями. Я знаю: большинство мечтает о космосе. Только будут ли они все космонавтами? Нет. Нам пока еще не надо столько космонавтов. Пятилетке нужны инженеры и врачи, ученые и художники. А в первую очередь Пятилетке нужны рабочие. И это главное! И токарь Евгений Николаевич Моряков добавить к этому может только одно: токарь — счастливая профессия!