Костёр 1976-03, страница 57Портрет девушки Крестьянка Тверской губернии Петербург прошлого века. В конференц-зале Академии художеств выставка. Публика, привыкшая к чопорным произведениям художников старой школы, удивленно рассматривает портреты крестьянок Венецианова. — Ве-не-ци-анов,—раздельно, вслух прочел подпись под картиной важный старик с орденской звездой на лацкане. — Видать, из итальянцев, — все супротив правил: и колера, и рисунок, да и содержание картин не благородно. Нет совершенно тем из римской иль греческой истории! Все какие-то крестьянки да скотные дворы... — И не видал я в деревнях таких крестьян. Уж больно они на картинах благообразны, — сказал другой посетитель выставки, по виду заезжий помещик.— Деревенские все тупые, тощие да забитые. — Что вы говорите, господа! — вступил в разговор бед но одетый студент. — И не итальянец он вовсе, а наш российский живописец — Венецианов Алексей Гаврилович. — Это не тот ли Венецианов, которому деревня Сафонково принадлежит? Я ведь тоже из Тверской губернии, все деревеньки да усадьбы тамошние знаю,— сказал заезжий помещик.— И о господине Венецианове тоже кое-что слыхал. Соседи про него говорят, что ни с кем из них он дружбы не водит, на балы не ездит, только художествами и занимается. — Безобразие!—заворчал сановный старик.— Помещик называется! Распустил холопов да еще и портреты с них малюет. Давно не было такого жаркого июля, как летом 1823 года. Раннее, солнечное утро, Венецианов уже на ногах и с интересом наблюдает, как его жена, сидя за столом, в утреннем чепце и халате, отдает распоряжения дворовым девушкам. ДОБРАЯ Лицо помещицы немногим отличается от лиц этих двух крестьянок. В нем нет ничего „помещичьего". Одна из девушек внимательно, без рабского подобострастия слушает барыню, другая же с удивлением смотрит на Венецианова, который, стоя в дверях с карандашом и бумагой, что-то рисует. — Вот чудной барин! — думает девушка.— Барыня с утра до вечера по хозяйству хлопочет, а он картинки рисует! Картинки? Нет, не картинки! Так рождалось одно из самых выдающихся полотен русской живописи — „Утро помещицы". Венецианов вышел на двор. Там его ждали самые любимые ученики — Григорий Сорока и Тыранов, оба с этюдниками. — Какое чудесное утро, друзья мои! — воскликнул Ве- 54 |