Костёр 1976-11, страница 35

Костёр 1976-11, страница 35

— Мы приветствуем нашего старшего брата!— с достоинством ответил Ихазапа. — Мы ищем человека по имени Адаме.

— Здесь вы его как раз и найдете! Пошли.

Всадник повернул коня и рысью понесся к

стаду, которое паслось на лугу. Индейцы последовали за ним. С любопытством разглядывали Хапеда и Часке коров и быков. После пережитой зимы они тоже исхудали, как и дикие бизоны, но двигались легко и с удовольствием щипали траву. Фыркал огромный бык, щелкали длинные бичи пастухов.

Дакоты увидели группу белых всадников. Один из них был точь-в-точь как и тот, что их встретил. Они были так похожи, что их просто можно было перепутать. Мальчики сразу же догадались, что это те самые Томас и Тэо, о которых они столько слышали от взрослых. Трое седых мужчин и две пожилые женщины, разумеется, меньше интересовали мальчиков. Это, наверное, и были спасшиеся от наводнения ранчьеро, о которых говорили драгуны.

Был тут и еще один всадник — голубоглазый молодой блондин; лицо его было строгим, и в уголках рта залегла глубокая печаль. Рядом с ним — молодая женщина. Ее светлые волосы сверкали, как солнечные лучи, а глаза были, как утреннее небо. Она привычно сидела на коне. Но юные дакоты сразу же поняли, что эта женщина не сидит на лошади, как они, с четырех лет. Она несомненно была недавно в прерии, хотя и старалась изо всех сил выглядеть настоящей ковгелс.*

Белые попросили индейцев подойти поближе. Для Хапеды и Часке было необычным спокойное и вежливое обращение к ним белых. До сих пор им были известны лишь Рэд Фокс, да солдаты, да вольные всадники, и от них мальчики многого натерпелись в резервации. Пули и ругань были для них обычным языком уайтчичунов. Вот почему они теперь так удивились.

— Как же вы добрались сюда? — поинтересовался мужчина, которого дакоты не без основания считали Адамсом.

Ихазапа рассказал все как было.

— Что же вы теперь думаете предпринять?

— Токей Ито просит Адамса купить для нас пятнистых бизонов и землю, где бы мы могли жить с этими бизонами.

Адаме удивленно взглянул на индейцев.

— Сколько же вас?

— Когда мы посадили мальчиков в лодку, в наших палатках было еще шестьдесят четыре человека, — сказал Ихазапа в ответ. — Во время грозы Рэд Фокс на той стороне снова напал на Сыновей Большой Медведицы, и, наверное, кто-то еще погиб... и мы не знаем, все ли переправились через реку...

Некоторое время Адаме молчал.

— Многих же вам приходится оплакивать... — сказал он потом. — Ну так для тех, кто еще жив, найдется и земля и скот. Но чем

* Пастушка, подруга ковбоя.

вы собираетесь платить? Если бы ваши привели с собой лошадей, их можно было бы обменять на скот. Но надо, чтобы это были молодые, крепкие животные.

— У нас есть лошади, и неплохие, но мы хотим оставить их себе. Нельзя ли нам расплатиться золотом? Токей Ито дал нам его с собой.

— Золотом?! Молодцы ребята!.. Тогда нет нужды расставаться с лошадьми! Золотом!

Адаме объяснил все владельцам скота.

Надо было видеть, как изменились лица трех пожилых фермеров.

— Умеете ли вы ухаживать за скотом? — спросил Адаме дакотов.

— Нет. И даже Чапа Курчавый, когда был ребенком, не пас коров, он выращивал хлопок. Но Токей Ито сказал нам, что ты хочешь быть нашим братом. Ты научишь нас обращаться с пятнистыми бизонами.

Адаме засмеялся.

— Что ж, это мне подойдет. Я с удовольствием помогу вам. Может быть, мы прямо сейчас и совершим сделку?

— Адаме, — заторопил один из ранчьеро,— покупайте же у нас скот. Золото у индейцев с собой?

— Только не спешите, — в Адамсе проснулась крестьянская расчетливость. — Надо сначала посчитать и осмотреть коров.

— Нечего тебе торговаться, Адаме. Мы и так отдадим тебе все чуть не даром. Позаботься, чтобы индейцы дали золотые зерна, и можешь перегонять скот через канадскую границу.

— Что ж, пожалуй, — Адаме старался не волноваться; трое дакотов смотрели, как он с другими белыми мужчинами и женщинами ходил среди скота, ощупывал животных, считал, пожимал плечами, иногда что-то говорил, наконец он подошел к индейцам:

— Сколько же у вас золота? — тихо спросил он. — Трудность в том, что здесь, конечно, нет весов. Все нужно решать на совесть. Но это честные люди. Монет у вас нет?

— Нет. Только песок и зерна. — Ихазапа развязал мешочек и показал его содержимое.

— Да знаете ли вы, что тут у вас за богатство?! — Адаме был прямо ошеломлен.

Индейцы смотрели на него широко раскрытыми глазами. Они совершенно не представляли себе, что за горсточку блестящих песчинок можно получить скот для всего рода.

— Не показывай свой мешочек, не то они тут же сойдут с ума, — предостерег Адаме.—Дайка мне вот столько, хватит! И предоставь все остальное мне. Мы перегоним скот через границу. Сейчас очень опасно переходить границу, но мы постараемся.

Дакоты положились на своего белого брата, и очень скоро сделка была совершена. Лицо Адамса сияло радостью.

— Все! — крикнул он. — Томас и Тэо, вперед! Покажите-ка нам, что такое ковбои! А вы,

32