Костёр 1977-08, страница 52

Костёр 1977-08, страница 52

А как Врубель поэтичен, что за фантазия могучая! Как у него получилось бесшумное скольжение коней по ночному небу в «Полете Фауста и Мефистофеля» — и прекрасно и жутко. А его Пан в картинах «Пан» и «К ночи»! Так они оригинально в этой природе живут — и месяц, ? и корявые стволы на болоте, и степь с пасущимися конями, вся в будяках, в последних красных лучах солнца — сейчас спустится ночь, и оживут могучие, непонятные человеку силы, зашевелятся существа, которыми человек когда-то населял природу по своему образу и подобию... Вот это ожидание чудес у Врубеля есть всегда...

Образы его фантастичны, загадочны, часто зыбки и неясны, как их литературный первоисточник, например, «Сказки 1001 ночи»: то вдруг проступают какие-то ковры, дивные чертоги, восточные кра-";"У."'•"'" ■.. " ly^^gPSa-JJ савицы, то покроется все цвет-

I ным туманом. Может, было, а может, приснилось?..

РВ^*^*^*"*" t^/i^B А вот совсем другое настрое-

ЖЯе ч ние — «Венеция»: средневеко-

sSLSfr.?*t^T^e вый карнавал, толпа, маски, . Щ вспыхивают шелка. Все поет,

тРад.^ смеется, все в движении — ИЙЙ^-"''""... tj будто вы открыли вдруг окно,

^E^jjpi^w*- ЩИ и все это ворвалось в комнату.

I «Вот „Испания" — четкие, ИУрйР^ь "^jjffT."'!'; -i словно звук кастаньет, углова-ИШл^ШШШи! тые ритмы линий, сильные, без полутонов, чувства — либо лю-

ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ бовь, либо смерть — словом,

Испания — страна храбрых

ской гостиницы «Метрополь», может считаться с большой мужчин и прекрасных женщин, что смотрит на Малый театр, натяжкой. Так что, говоря об Новый образ — странный, помещено огромное панно из архитектурно-живописных ра- тревожный, волнующий — керамических плиток «Прин- ботах Врубеля, приходится не «Сирень». Тут и грусть, и цесса Греза», на сюжет пьесы столько перечислять их, сколь- ожидание счастья, и неизвест-французского драматурга ко жалеть о несостоявшихся, ность — лунный свет, как обла-Ростана. Панно было написано В жанре иллюстрации Миха- ка цветов, черные провалы Врубелем на холсте для па- илу Александровичу повезло между ветвей, и весь этот вильона Нижегородской яр- больше. Он участвовал в ил- куст — живой, трепетный, схва-марки, вместе с другим панно— люстрировании юбилейного тить бы руками и зарыться «Микула Селянинович» — его (50 лет со дня смерти) сборни- лицом.

отклонили. Мамонтов купил ка Лермонтова. Сделал рисун- Интересно, что в этом по-их на свой страх и риск и ки к «Герою нашего времени», этичнейшем произведении Вру-построил для них специальный к ряду стихотворений и, конеч- бель поставил себе абсолютно павильон. «Принцесса» была но, к «Демону». Лермонтова трезвую . техническую задачу, воспроизведена в керамике иллюстрировали неоднократно «Погодите, я еще напишу без участия самого Врубеля, и другие художники, но, видимо, сирень зеленой краской!» — вставлена в необыкновенно лучше Врубеля этого не сделал говорил он. Дело в том, что вычурную архитектурную ра- никто... Эти рисунки помещают в живописи существует так му, пострадала от времени и в изданиях Лермонтова и сей- называемый закон дополни-произведением художника час. тельных цветов. Если рядом

48