Костёр 1977-08, страница 51художественная идея; он поискал чистый холст, не нашел, схватил готовую, совершенно законченную и, по словам Нестерова, великолепную работу, беспощадно ее замазал и поверх написал новую! Работал темпераментно, но методично. Будущее произведение вставало в воображении совершенно готовым, до мельчайших деталей - только сделать — и все. Если Врубель сидел перед чистой бумагой, то в одном ее углу появлялся, например, сапог со шпорой, в другом — копыто, в третьем кусок пейзажа, потом все это соединялось—и готов всадник. Работы создавались быстро и отставлялись в сторону во имя новых работ. Была, правда, тема, не оставлявшая его почти всю жизнь: он постоянно к ней возвращался, переписывал произведения. Эта тема — лермонтовский «Демон». Он был Врубелю близок, потому что и Врубель был одинок, так же жаждал гармонии и счастья, так же сомневался, так же жадно надеялся, так же терпел крушения... Может быть, «Демон» был ему как утешение в душевных муках, как беседа с близким человеком... В 1890 году Врубель пере брался в Москву, где его познакомили с Саввой Ивановичем Мамонтовым. Мамонтов был фигурой значительной в культурной жизни Москвы. Крупный железнодорожный промышленник, он весь жар души и большие средства отдавал искусству. Он основал частную оперу, где сам был администратором и режиссером. Устроил мастерские — керамические и резьбы по дереву, выписал мастеров, организовал обучение молодежи, чтобы не дать прекрасному искусству заглохнуть. Мамонтов сразу же приобрел несколько работ Врубеля и в дальнейшем был одним из немногих, кто поддерживал художника. Врубель стал частым гостем в имении Мамонтова Абрамцеве, где подолгу гостили художники Васнецов, Репин, Серов, Суриков, Поленов, Коровин, композитор Рахманинов и другие знаменитые люди. Там, среди прекрасной природы Подмосковья, они вдохновенно работали и интересно, талантливо отдыхали устраивали домашние спектакли, читали вслух, пели, ездили верхом. Врубель очень хорошо читал Чехова, особенно «Степь», но решительно уклонялся от споров об искусстве. Эту тему он считал глубоко личной и потому не подлежащей обсуждению, так как все равно каждый останется тут при своем мнении, а мнение доказывается только делом. К тому же Врубель был уверен, что произведение искусства должно быть утилитарным, нужным: иллюстрация для такой-то книги, декорации для такого-то спектакля, фреска для такого-то места, в такой-то комнате... Многие произведения Врубеля носят прикладной характер. Тут он был архитектором, как сейчас говорят, дизайнером, то есть художником предметов нашего быта; например, по одному проекту для помещения изготовляются и обои, и деревянные панели, мебель, светильники. К сожалению, Врубелю удалось мало сделать таких работ. Но талант архитектора у него был несомненно, есть по чему судить об этом — сохранился дом Мамонтова на Садовой улице в Москве, правда, сильно перестроенный, сохранилась в Абрамцеве, над обрывчиком, керамическая скамья его работы, которую он вставил в пейзаж, как жемчужину в оправу. Наконец, на фасаде москов- ТАМАРА И ДЕМОН Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова „Демон" ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ 47
|