Костёр 1977-08, страница 54

Костёр 1977-08, страница 54

МОРСКАЯ

газета

Выходит под редакцией контр-адмирала Н. СКОСЫРЕВА

Оформление Р. Попова

ГОД ИЗДАНИЯ 21-й

САЛЮТ В ЗАЛИВЕ СЧАСТЬЯ

q июле прошлого года два шестивесельных яла клуба юных моряков «Алые паруса» вышли в дальний поход. Курс был проложен от Комсомольска-на-Амуре к морю, к Петровской косе, к заливу Счастья... Поход был трудным: пятьсот морских миль по бурным водам Амура, по морским волнам. Рассказать о нем в кают-компании «Морской газеты» мы попросили участников похода.

Вот что сказал Саша Шатов (8-й класс, школа № 52):

— Мы и раньше ходили в шлюпочные походы, но до моря не добирались. В этом походе мне понравилось все. Конечно, не всегда было легко, но наш руководитель, Геннадий Георгиевич, предупреждал, что будет трудно. Он говорил: «Кто чувствует, что не подготовлен, может не идти...» Но оставшихся на берегу не было...

Когда вошли в залив Счастья в Охотском море, тут и началось самое интересное. Вода вместо амурской, коричневой, стала сине-зеленой, соленой и прозрачной. Неподалеку от шлюпок показывались мордочки нерп, которые с любопытством нас рассматривали. Видели мы и стаи дельфинов-белобочек. В походе мы купались, проводили «Зарницу», собирали морские звезды, учились ставить палатки. Но самое главное — в походе мы научились ценить дружбу...

— Когда мы прошли лиман, — продолжил рассказ Саша Акулов (8-й класс, та же школа), — на востоке мы увидели Охотское море. Над головами носились крикливые чайки, а в синей дали, оставляя пенящийся след, гонялись за рыбешками белухи. В воздухе стоял запах водорослей, хвои, цветов. Дышалось широко. Еще издали, на высоком месте Петровской косы мы увидели памятник Невельскому.

Мы проделали такой далекий путь и вот дошли до того места, где стоял когда-то первый русский пост...

Рассказывает Андрей Колотухин (8-й класс):

— Самым важным в походе, я думаю, было то, что все мы прошли испытание характера, испытание на стойкость, на выдержку, на надежность. В походе был такой случай. На обратном пути, недалеко от острова Байдукова наши шлюпки «Диана» и «Паллада» шли под парусами. Стояла теплая погода, дул небольшой ветерок. Но Охотское море обманчиво. Внезапно налетел сильный шквал, на «Палладе» сломалась мачта, а «Диана» села на рифы и получила пробоину с левого борта... В этой трудной ситуации ребята не растерялись.

Быстро убрали паруса, заделали пробоину. Все обошлось благополучно благодаря тому, что мы все делали вместе, поддерживая друг друга.

А Геннадий Георгиевич Путятин, командир перехода, бывший моряк-подводник, сказал:

— С удовольствием наблюдал, как действовали ребята. Командиры шлюпок Боря Прохоров и Сережа Перов и командовали четко, и заботились о самых младших кюмовцах. А сколько ребята узнали нового! И свой край лучше узнали, и природу. Видели пещеры доисторических людей, срисовывали наскальные рисунки, вели дневники, собирали материалы для школьного музея...

Вы спрашиваете, какой салют был дан в заливе Счастья?

В общем-то, салют был довольно скромным — из ракетницы. Но зато в каких местах!

После трехдневного тяжелого перехода морем под парусами, пройдя мыс Табах, Озерпах, Пуир, Меньшикова, острова Байдукова и Чкалова, флотилия наша вошла в залив Счастья. Вахтенным рулевым стоял Игорь Петров, он первый сообщил и занес в вахтенный журнал о подходе к Петровской косе.... Это ведь историческое место. 126 лет назад здесь подошел к берегу корабль Невельского «Байкал». Мы высадили десант, и ребята внимательно осмотрели таинственный берег, словно искали следы знаменитого первопроходца... И вот на небольшом возвышении, где трава цепко защищает от ветров легкий грунт, кюмовцы увидели обелиск. На нем— слова: «Здесь 29 июня 1850 года капитаном Г. И. Невельским основано первое зимовье Амурской экспедиции, названное Петровским».

Это был финиш нашего трудного путешествия. Здесь мы и дали салют в честь завершения и нашего плавания.

60