Костёр 1980-04, страница 34

Костёр 1980-04, страница 34

К перрону Финляндского вокзала он подкатил, украшенный флагами и гирляндами хвои. И чтобы все видели, на тендере крупными буквами красовалась надпись: «Первомайский паровоз».

Но пришел день, и нам пришлось расстаться. По решению Советского правительства имущество и все паровозы Финляндской железной дороги были переданы Финляндии.

И никто не знал, какая у 293-го героическая биография! Что это не просто паровоз, а ленинский паровоз!

ИСТОРИЯ

ЛЕНИНСКОГО

ПАРОВОЗА

Сегодня эту историю знают миллионы советских людей. И не только взрослые, но и ребята, пионеры.

О том, как в августе 1917 года, скрываясь от ищеек Временного правительства, Владимир Ильич под видом кочегара выехал на этом паровозе в Финляндию.

И о том, как в октябре того же года, на этом же паровозе Ленин вернулся в Петроград, чтобы возглавить революцию.

Сегодня историки знают даже подробности этих поездок.

Мысль — переправить Ленина под видом кочегара — подал Эйно Рахья. Эйно Абрамович работал помощником машини

шт

2ЯЖ

MiW&K

t; h i

t 4$

гг

# тй

.vliKv *" • /«/J;

ста, а летом 1917-го стал связным Владимира Ильича.

Перед тем, как взобраться на паровоз, Ленин отдал одному из своих сопровождающих тетрадь в синей обложке и попросил, если его, Ленина, арестуют, передать ее в Центральный Комитет партии. То была знаменитая ленинская тетрадь «Марксизм о государстве».

А тогда, повторяю, никто ни о чем не догадывался. Все известно было только одному человеку — Гуго Эриковичу Ялаве, который никому ничего не рассказывал. Почему не рассказывал Гуго? Я хорошо знал этого человека: мы дружили с ним более тридцати лет, до самой его смерти. Это был бесстрашный и находчивый, бесконечно преданный делу партии и удивительно скромный человек. Невысокого роста, с тронутыми сединой волосами, всегда подтянутый и очень часто с книжкой в руках, великий молчун и конспиратор. И главным для него было дело, а не слова.

Свои воспоминания — всего

две странички — он написал в 1924 году, когда паровоз был уже в Финляндии.

Этот маленький рассказ я помню наизусть. Там есть такие строки: «Ильича нужно было довезти до станции Териоки. На границе — в Белоострове — всегда проходила тщательная проверка документов всех едущих пассажиров. Проверить документы могли и у паровозной бригады.

Поезд стоял в Белоострове 20 минут. Здесь полагалось набирать воду. Колонка находилась в стороне. Прибыв на станцию, я заметил, что по платформе в этот раз сновало особенно много полицейских и юнкеров. Я быстро отцепил паровоз от состава, отъехал к колонке и простоял там с таким расчетом, чтобы подойти обратно к поезду к самому отправлению».

И далее:

«На станции Териоки, на пятидесятом километре от русской границы, Ленин сошел с поезда. Перед тем, как сойти, Ильич дружески пожал мне

руку. На платформе Ильич еще раз приветливо махнул рукой в сторону паровоза...»

Обратите внимание на последнюю фразу. Так-написать мог только машинист, и только Ялава, который относился к своему паровозу, как к живому существу.

Известно, что в годы Советской власти машинист и «кочегар» паровоза № 293 встретились в Кремле и долго беседовали.

Но о чем они беседовали? В ответ на этот вопрос молчаливый Гуго только улыбался...

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Шли годы, десятилетия, но о судьбе ленинского паровоза я не забь;вал.

И вот однажды в составе делегации Верховного Совета СССР приехал в Финляндию. Выбрав свободную минуту, захожу в Управление государственных железных дорог Финляндии и прошу навести справку о паровозе № 293.

Спрашивают: «Почему интересуетесь именно этим паровозом?» Отвечаю:. «Юношей работал на нем», и показываю фотографию.

Справку навели быстро: «Можете гордиться, господин Виролайнен. Ваш «старик» по-прежнему водит поезда».

Вернувшись из поездки, я о своем открытии сразу же написал письмо в Центральный Комитет партии. И вот наконец наступил этот радостный день, когда тысячи ленинградцев собрались на Финляндском вокзале, чтобы встретить ленинский паровоз. Встреча была незабываемой и торжественной. Мне сказали: «Вам надо обязательно выступить». Я вышел на трибуну, но от волнения долго не мог говорить.

Дорогие мои юные друзья! Когда вам посчастливится увидеть этот паровоз, подойдите к нему и молча постойте рядом. И вы услышите, как стучит ваше сердце, увидите те далекие и тревожные дни и почувствуете, как непросто говорить о Ленине и о революции, о том, что мы никогда, никогда не забудем.