Костёр 1981-08, страница 5

Костёр 1981-08, страница 5

Стокгольма». Тема этой конференции — состояние окружающей среды в мире. Здесь будут подведены итоги прошедших десяти лет и будут намечены задачи мирового сообщества по охране природы.

Для всего мира важен, к примеру, вопрос об иссушении и опустынивании земель, то есть — рост пустынь во всем мире. Растут пустыни! Пески Сахары, например, наступают на оазисы и города. А бороться с пустынями можно только сообща.

Уничтожаются леса в Африке, Южной Америке и других странах. Уничтожаются быстро — десятки гектаров в каждую минуту! А ведь леса (и тропические — в первую очередь) — это поддержка кислородного баланса атмосферы. Массив тропических лесов в бассейне Амазонки — второй по значению после Мирового океана производитель кислорода на планете. Скажем, некоторые страны Западной Европы, где леса почти сведены, кислорода не производят, а только потребляют... Не станет лесов в Бразилии — не будет чистого воздуха в Соединенных Штатах Америки. И недаром американские ученые говорят: «Скоро американцы будут платить не за то, чтобы нам везли ценный лес с Амазонки, а за то, чтобы его не вырубали!»

Корреспондент. Алексей Владимирович, вы являетесь крупным ученым в области биологии моря. Как вы расцениваете положение с сохранением морских животных?

Яблоков. Численность мно-

#

Г

гих морских животных в результате промысла их в нашем веке сильно упала. Недаром морские млекопитающие — киты — стали символом охраны морских животных. Плохо обстоят дела с балтийскими тюленями из-за сильного загрязнения моря; на грани уничтожения тропические тюлени-монахи, и, видимо, исчез несколько лет назад карибский тюлень-монах.

За этим исключением меж-

дународные

меры охраны

морских млекопитающих поддерживают весь видовой спектр этих зверей на прежнем урозне. А количество некоторых тюленей даже растет. В свое время казалось, что совершенно истреблены моржи. Сейчас их в Чукотском и Беринговом морях около двухсот тысяч. Еще лет двадцать назад, казалось, был совсем обречен серый кит. Но сейчас этих китов уже около пятнадцати тысяч. Есть данные, что восстанавливается численность гренландского кита — от двух-

сот-трехсот экземпляров в 30-е годы нашего века, ныне она достигла примерно трех тысяч. Есть данные о том, что растет численность и самых крупных обитателей нашей планеты — голубых китов. Как видим, положение с морскими млекопитающими может служить примером своевременности и эффективности международных мер охраны.

Корреспондент. Вас хор>эшо знают и как автора многих научных и популярных книг. Наверное, вы продолжаете и эту

работу?

Яблоков. Подготовил книгу

«Охрана живой природы: проблемы и перспективы». Скажем, для многих животных страшно даже не то, что их уничтожают, а то, что разрушают места их обитания.

Или, например, при сельскохозяйственных работах уничтожается много птиц и зверей: человек использует косилки, механические грабли, трактора. Экономя горючее, он начинает косить или пахать с края поля и, сужая круги, идет к центру. К центру бежит и всякая живность. А потом гибнет под ножами косилки или уборочного комбайна. Эта технология в нашей стране губит зайцев и куропаток больше, чем охота! Какой выход?

Необходима экологизация сельского хозяйства. Нужен другой подход и к промыслам — охотничьему, рыбному. Лов рыбы в океане сейчас это как безвозмездное изъятие ресурсов природы, это — хищничество. Человек, эксплуатируя море, не сеет, а только пожинает, хотя ясно, что надо

I

I

посеять, а потом собирать урожай. От промысла человек неизбежно должен прийти к настоящему хозяйствованию, управлению ресурсами живой природы.

Что касается сельского хозяйства, то и тут непочатый край работ. Сейчас, как это ни

странно на первый взгляд, первичная продуктивность пашни

ниже, чем полей, лесов, лугов, и в связи с распространением сельхозугодий по планете общая продуктивность биосферы пока снижается. Но и здесь уже виден выход: переход от теперешних монокультур к поликультурам, например. Монокультура — это поле, засеянное одним каким-либо видом растений, поликультура— это поле, на котором одновременно д'ают урожай многие виды хозяйственно ценных организмов (гречиха с яблонями, рис с карпами и тому подобное). Таких путей перестройки хозяйства в будущем — много.

И вся промышленность уже будет вестись с учетом экологических требований. Такого варварства, когда в одном газовом факеле на скзажинах в Северном море погибает осенью во йремя перелета пятьдесят тысяч птиц, конечно, не будет. Необходима экологизация не только всей промышленности, но и энергетики, транспорта, всей нашей жизни. И тогда произойдет постепенное обогащение флоры и фауны. Даже в городах. Уже сейчас, к примеру, в Воронеже и Кишиневе живут куницы. В Лондоне — лисы. В Копенгагене — около семисот барсуков! К белкам, уткам, лебедям, гусям в городских парках теперь уже привыкли многие горожане в разных странах мира и у нас в стране. Обо всем этом (и о многих других проблемах) и идет речь в моей книге.

А для маленьких пишу книгу «Как человек помогает выжить животным».

Желаю всем читателям вашего журнала, кем бы они ни стали, когда вырастут, — знать природу, и любить ее, и беречь!