Костёр 1983-03, страница 36Астролябии... собираются отмечать 125-летие со дня его рождения! Празднества должны были продлиться несколько дней. Каждая деревня готовила свою программу ,— жители Бонгу даже показали нам инсценировку, которую готовили они — сцену первого появления Маклая на их берегу. Как известно, в то время на папуасов даже некоторые ученые смотрели, как на промежуточное звено между человеком и обезьяной. Так думал — увы! — и учитель Маклая — профессор Геккель. Маклай решил доказать, что папуасы такие же люди, как все. Приехал, поселился, стал изучать их быт. Жил неподалеку от Бонгу, в маленькой хижине, прислонившейся к дереву. Кроватью ему служили две корзины. Несмотря на болезнь (он заболел тропической лихорадкой, приступы которой невероятно выматывали его), Маклай несколько раз возвращался сюда. Во второе посещение он привез своим друзьям из Бонгу и других деревень семена дыни, тыквы, огурцов, кукурузы, — на Новой Гвинее их выращивают и до сих пор, а приехав туда в третий раз, привез быка и телку. Он же привез первые железные орудия — ведь у папуасов был * еще каменный век! 5 Рассказ доктора филологических наук Бориса [Николаевича ПУТИЛОВА, сотрудника Института этнографии Академии наук СССР имени Миклу-хо-Маклая. Прошло сто лет с тех пор, когда русский путе-^шественник и ученый-этнограф Миклухо-Маклай ^вернулся в Россию из Новой Гвинеи. / И вот 8 июля 1971 года с борта научно-иссле-"^довательского судна «Дмитрий Менделеев» я г-увидел Новую Гвинею! А На борту нашего корабля были ученые разных специальностей: океанологи, геологи, ботаники. £Юни изучали природу острова. Были и мы — ^этнографы, фольклористы, социологи. Мы хотели собрать песни, сказки, предания, записать музыку, изучить обычаи. Конечно, надеялись услы-*шать в Бонгу какие-нибудь предания о Маклае, ^но никак не ожидали того, что папуасы залива Рисунок Б. Аникина Его рисунок из этой книги Книга Миклухо-Маклая изданная в Маданге |